Основные направления деятельности Союза Дизайнеров России на период 2002-2007 годов

Как показала практика, текущий пятилетний период в жизни нашей страны характеризуется стабилизацией экономического и финансового положения России, снижением уровня инфляции до 10-12% в год, активизацией инвестиционной и производственной деятельности. Темпы прироста ВВП достигли 6%, что вывело Россию на одно из первых мест в мире. При этом медленно ведется модернизация и переоснащение технологического оборудования. Уровень износа основных фондов предприятий достигает 80%. Следовательно, техническое перевооружение производства и внедрение передовых технологий станет основной задачей производителей и государства.

Наступила определенная стабилизация политической жизни, позволившая в рассматриваемый период активнее привлекать инвестиции из-за рубежа, что также способствовало укреплению российской экономики. Введение в действие нового Налогового и нового Трудового Кодекса, принятие Федерального Закона “Об обязательном пенсионном страховании» позволят всем творческим общественным объединениям России снять целый ряд материальных вопросов и сосредоточиться на решении собственно уставных целей и задач.

Учитывая данные перспективные тенденции в развитии российского государства и общества, члены Союза Дизайнеров России

- стремясь к расширению и сплочению своих рядов;

- проявляя заботу о сохранении и развитии профессиональной дизайнерской деятельности в стране;

- стремясь поставить творческие достижения отечественных дизайнеров в один ряд с лучшими мировыми образцами;

- желая развивать и совершенствовать профессиональную дизайнерскую подготовку во всех субъектах Российской Федерации;

- намереваясь активно популяризировать и пропагандировать передовые достижения дизайна как важнейшей составляющей материальной и художественной культуры нашего общества;

- имея целью укреплять поддержку и взаимопомощь внутри Союза,

- содействуя продуктивной творческой деятельности отечественных дизайнеров, определяют данным документом основные направления своей организационной, творческой и общественной деятельности на период 2002-2007 годов по следующим разделам.

РАЗДЕЛ I. Переход от экстенсивного развития Союза к интенсивному

Весь предшествующий этап становления Союза (1991-2001 гг.) был посвящен формированию сети региональных отделений, увеличению их численного состава и расширению географии наших отделений. В результате мы имеем отделения СД России в более чем половине субъектов Федерации (50), что позволило нам зарегистрировать Союз как общероссийскую общественную организацию. Резкое наращивание количественного состава членов Союза (0 - 2017) привело к определенному отрыву руководящих органов Союза всех уровней от рядовых его членов.

В свою очередь, руководству Союза в перспективе грозит потеря контроля над резко возросшим количеством региональных отделений, что может привести к определенным центробежным процессам, к сепаратистским действиям, к разобщенности, информационному, духовному и организационному вакууму.

При этом нельзя забывать, что наш Союз – организация творческая, и её лицо – это реальные практические достижения членов Союза в различных областях дизайна. Иными словами, сегодня нам необходимо не столько количественное наращивание численного состава и расширение географии его отделений, сколько повышение качественных характеристик вступающих в Союз дизайнеров. Союзу требуются известные в профессиональных кругах имена. Сам Союз также обязан всеми силами содействовать появлению этих имен, всячески пропагандируя достижения отечественного дизайна, персонифицируя его успехи.

Во многом изменился характер работы руководящих органов Союза. Эти новые функции уже невозможно выполнять только на общественных началах, не имея опыта и навыков организационной работы. Союзу требуются энергичные менеджеры, способные на профессиональной основе решать многопрофильные задачи, стоящие перед Союзом. Пока круг специалистов подобного рода весьма узок, а практика привлечения работников по найму невелика.

Отдавая должное нашим совместным усилиям по формированию Союза Дизайнеров России в прошедший период, необходимо наметить на предстоящее пятилетие определенные шаги, направленные в сторону оптимизации деятельности нашей общественной творческой организации.

Следует признать, что основные цели, сформулированные в Уставе Союза: поддержка и взаимопомощь, создание необходимых условий для творческой деятельности дизайнеров – остаются центральными и на ближайшие пять лет. Должен измениться характер поддержки. Если в 90-е годы основной задачей Союза было препятствовать деградации и потере профессиональных навыков дизайнеров, оказавшихся невостребованными в практической деятельности, то сегодня жизнь выдвигает иные приоритеты.

РАЗДЕЛ II. Задачи в области профессиональной деятельности

В связи с резким увеличением числа дизайнеров, работающих по найму, от руководства Союза требуются содействие в проработке и согласовании пунктов трудовых контрактов, контроль над соблюдением принятых договорных отношений, участие юристов Союза в процессах по разбору нарушений условий контрактов. К этому следует добавить проведение четкой тарифной политики, её согласование с крупными объединениями работодателей: РАРА, РРА, Союз промышленников и предпринимателей, Банковский союз, Концерн легкой промышленности, Торгово-Промышленная Палата и т. п.

В области профессиональной переподготовки многим действующим дизайнерам требуется получение дополнительных знаний об особенностях поведения на современном рынке дизайнерских услуг в виде повышения уровня квалификации, приобретения современных навыков в области информационно-компьютерных технологий, освоения передовых стилевых, композиционных и технологических тенденций в различных сферах дизайна.

Все чаще членам Союза приходится сталкиваться со случаями нарушения авторских и патентных прав разработчиков. Здесь без грамотной юридической поддержки невозможно справиться с защитой законных прав и интересов практикующих дизайнеров. Задача Союза обеспечить такую профессиональную помощь своим членам на всех уровнях.

В связи с планируемым вступление России во Всемирную Торговую Организацию предстоит изменение Патентного Закона и Закона о товарных знаках и знаках обслуживания. Смысл и особенности данных изменений необходимо довести до сознания всех членов Союза.

Задача всех руководящих структур Союза оказывать действенную помощь своим членам по этим ключевым направлениям. Фактически речь идет о выполнении Союзом полноценных профсоюзных функций.

Одной из задач Союза становится содействие развитию дизайнерской науки и методики проектирования как фундамента профессионального образования, организация выпуска специализированных печатных трудов и публикаций в периодических изданиях.

По-прежнему в повестке дня Союза содействие со стороны руководящих органов в реализации произведений дизайна, созданных его членами, расширение дилерской сети и привлечение новых торговых партнеров.

Целесообразным видится развитие практики сертификации дизайнерской продукции и дизайнерских услуг, составление и публикация профессиональных дизайнерских рейтингов.

Долг Союза инициировать формирование коллекции Музея Дизайна на базе Государственной Третьяковской Галереи или Музея декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Также необходимо помогать создавать разделы дизайна в региональных художественных музеях.

РАЗДЕЛ III. Законодательное регулирование и саморегулирование дизайнерской деятельности

В настоящее время дизайнерское творчество и дизайнерская деятельность регулируются положениями ряда Федеральных законов. К ним относятся: Закон «Об авторском праве и смежных правах», Патентный Закон, Закон о товарных знаках и знаках обслуживания, Закон о рекламе, Закон о печати, Закон об основах культуры в РФ, ряд других законодательных и нормативных документов.

В то же время некоторые другие виды творческой деятельности напрямую регулируются федеральными законами. К ним относятся: Закон об архитектурной деятельности, Закон о кинематографической деятельности.

В настоящее время в Московской областной думе находится на рассмотрении проект регионального закона «О дизайнерской деятельности». Видится целесообразным в предстоящий период распространить действие подобного закона на всю территорию Российской Федерации с целью правового оформления сложившейся практики российской дизайнерской жизни.

Наряду с этим в развитии отечественного дизайнерского сообщества наступает этап, требующий введения системы саморегулирования. Стержнем данной системы должна стать общенациональная конвенция «О нормах поведения на рынке дизайнерских услуг».

Прообраз подобного документа был принят ICSID в 1957 году. Круг организаций, которые могут подписать подобную конвенцию, может включить: Союз Дизайнеров России, Международную ассоциацию «Союз дизайнеров», Союз дизайнеров Москвы, Российскую ассоциацию рекламных агентств, Национальную рекламную ассоциацию, Академию графического дизайна, Союз архитекторов России, Российскую академию художеств и ряд других субъектов дизайнерского рынка нашей страны.

Цивилизованное поведение на рынке дизайнерских услуг зависит и от общепринятой системы тарифов на услуги, которые также необходимо разработать сообща.

Еще одним институтом саморегулирования является система экспертных советов, производящих оценку уровня работ и принимающих на себя функцию третейского судьи в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Учитывая территориальную протяженность страны, целесообразно экспертные советы формировать по кустовому принципу, размещая головные отделения экспертных советов в столицах федеральных округов. Комплексная работа по внедрению и развитию законодательных и общественных форм регулирования отечественного дизайнерского рынка поможет реальной практике Союза Дизайнеров России надежно интегрироваться в данный процесс и занять подобающую нашему общероссийскому творческому объединению нишу в период становления всей системы дизайна в стране.

РАЗДЕЛ IV. Задачи в социальной сфере

В данной области деятельности Союза, несмотря на общую стабилизацию экономической ситуации в стране, еще много предстоит сделать для улучшения социальных и бытовых условий, а также уровня повседневной жизни членов Союза. Следует активнее проявлять заботу о молодых членах Союза и его ветеранах. Отсюда проистекает следующее:

•первая задача - продолжение работы по определению социальных потребностей членов Союза, выявлению остро нуждающихся в поддержке, оказание оперативной и действенной помощи членам Союза;

•вторая задача - формирование резервных фондов в регионах для оказания социальной помощи остро нуждающимся дизайнерам, привлечение для этих целей средств централизованных региональных фондов социальной защиты;

•третья задача - содействие в подборе на региональных и муниципальных уровнях нежилых помещений для творческой работы членов Союза, помощь в заключении льготных договоров на долгосрочную аренду, в снижении оплаты коммунальных платежей, в передаче в бессрочное, безвозмездное пользование помещений для коллективного использования членами Союза.

•четвертая задача - оказание индивидуальной адресной помощи ветеранам Союза, содействие размещению одиноких пожилых членов Союза в домах ветеранов.

•пятая задача - содействие в профессиональном становлении молодых дизайнеров, формирование на местах секций молодых дизайнеров как базы подготовки к вступлению в Союз, оказание молодым членам Союза помощи в трудоустройстве.

Анализ сегодняшней социальной ситуации в целом по Союзу делает актуальным вопрос об учреждении общероссийского благотворительного Фонда Дизайна. Его основная цель – сбор средств на фундаментальные социальные и образовательные программы Союза, адресное распределение собранных средств по региональным отделениям Союза.

РАЗДЕЛ V. Организационные задачи

В предстоящий период в организационной области необходимо:

•проводить более взвешенную политику по формированию новых региональных организаций;

•участвовать в законотворческой и политической деятельности, направленной на укрепление и расширение демократии, прав творческой личности и творческих союзов, охраны интеллектуальной собственности;

•укреплять связи с другими творческими общественными объединениями России, активно работать в Координационных Советах творческих союзов всех уровней, создавать и поддерживать подобные координационные общественные и административные органы во всех субъектах Российской Федерации;

•ввести институт полномочных представителей СД России в федеральных округах для усиления влияния политики Союза на деятельность региональных отделений;

•вновь создаваемым в Союзе региональным отделениям дизайнеров присваивать статус самостоятельных подразделений только после проверки дееспособности новых членов Союза и выявления в коллективе авторитетного реального лидера;

•до момента определения дальнейшей судьбы регионального отделения Союза кураторство над ним поручать ближайшей зарегистрированной авторитетной региональной организации СД или полномочному представителю Союза, ответственному за данный регион;

•ввести кандидатский срок при приеме новых членов Союза продолжительностью 1 год;

•расширять молодежную лигу при Союзе, шире привлекая в нее хорошо зарекомендовавших себя студентов творческих вузов и практикующую молодежь;

•ввести членские билеты четырех видов: молодежный, кандидатский, постоянный, коллективный (в виде свидетельства);

•привести Уставы региональных отделений в соответствие с Законом РФ “Об общественных объединениях”, Уставом Союза, другими законодательными актами;

•укреплять кадровый состав руководящих органов Союза, действующий на федеральном, региональном и местном уровне.

РАЗДЕЛ VI. Задачи в области

дизайнерского образования

В связи с востребованностью дизайна как профессии, ростом его популярности и престижности, очевидной универсальностью его культурной и воспитательной роли возрастают задачи отечественного дизайнерского образования. Из этого следует:

Первая задача - содействовать внедрению дизайнерских дисциплин на всех ступенях общего, гуманитарного и технического образования, развивать контакты с профильными департаментами Министерства науки и образования, Министерства экономики и торговли, Министерства промышленности и энергетики, Министерства культуры и массовых коммуникаций, других федеральных и региональных ведомств.

Вторая задача – оказывать помощь членам Союза в организации негосударственной системы дизайнерского образования через сеть частных дизайн-классов, дизайн-студий, детских дизайн-центров и вузов.

Третья задача - организация через систему семинаров по дизайн-образованию регулярного обмена опытом между педагогами, повышение их квалификации, пропаганда современных методик обучения дизайну.

Четвертая задача - участвовать в проведении государственных аттестаций и аккредитаций дизайнерских отделений и кафедр, организовывать и проводить собственную независимую экспертизу различных подразделений дизайн-образования.

Пятая задача - содействовать связи профессионального дизайн-образования с текущей практикой отечественного дизайна через стажировку студентов в дизайн-студиях и на дизайнерских фирмах Союза.

Шестая задача - поощрять лучшие студенческие работы в области дизайна через системы дизайн-конкурсов, смотров и выставок, привлекать наиболее одаренных студентов в Союз в качестве членов молодежного объединения.

Седьмая задача - содействовать развитию дизайнерской науки и методики как фундамента дизайнерского образования, организовывать выпуск профессиональных изданий и публикаций.

Восьмая задача – расширять сеть собственных образовательных учреждений Союза, развивать их специфику.

РАЗДЕЛ VII. Развитие клубной формы объединения дизайнеров

Традиционная схема объединения дизайнеров внутри творческих союзов - это творческие секции. Так было и в Союзе дизайнеров СССР, где во многом формально существовали подобные узкопрофессиональные объединения. С другой стороны, внутри СД СССР действовали реальные профессиональные сообщества ковровщиков, трикотажников, текстильщиков, консолидирующихся вокруг отраслевых министерств под эгидой художественных советов.

Сейчас отраслевых министерств нет, художественные советы прекратили своё существование, но потребность в горизонтальных связях между дизайнерами сохраняется.

С целью заполнения образовавшейся профессионально-цеховой ниши предлагается повсеместно внедрять клубную форму объединения членов Союза Дизайнеров России. Дизайн-клуб видится как открытая некоммерческая структура (например, в виде некоммерческого партнерства), охватывающая интересы не только проектировщиков, но и крупных заказчиков, производителей сопутствующих товаров и услуг, квалифицированных экспертов, журналистов, педагогов, менеджеров и т. д.

Прообразом подобного профессионального объединения могут служить клубы «Автодизайн», «Экспо-дизайн» «Дизайн-интерьер» в Москве. В них соединились отечественные производители, кафедры дизайна учебных заведений, дизайн-центры предприятий, разработчики программных продуктов для дизайнерского проектирования, дилеры крупных мировых производителей, журналисты профильных изданий, топ-менеджеры и др. Форма работы клубов:

•“круглые столы”;

•поддержка собственных разделов в информационном проекте СД России “rudesign.ru”;

•определение рейтингов ведущих дизайн-фирм России;

•проведение экспертиз;

•организация конкурсов, тематических выставок и семинаров;

•подготовка профильных изданий.

Клубы должны обеспечить приток в Союз дополнительных средств со стороны заинтересованных в рекламе производственных и торговых структур, финансировать свой раздел в информационном проекте СД России “rudesign.ru”. Особой областью деятельности дизайн-клубов должно стать кураторство над учебными заведениями и соответствующей профессиональной молодежной секцией Союза.

РАЗДЕЛ VIII. Привлечение к работе в Союзе коллективных членов

Коллективные члены - это родственные Союзу общественные и предпринимательские структуры, активно производящие и поставляющие на российский дизайнерский рынок профессиональные продукты, услуги и сопутствующие товары, содействующие его расширению и развитию, а также готовящие специалистов в области дизайна. Их роль в структуре Союза - сцементировать на местах индивидуальную разрозненную массу дизайнеров, обеспечить финансовую стабильность Союза, внести в жизнь СД России элемент прагматизма и реалистичности, приобщить практикующих дизайнеров к современным проектным технологиям, содействовать дизайн-образованию и повышению квалификации индивидуальных членов.

Каждый авторитетный коллективный член берет под опеку профильный дизайн-клуб, обеспечивая его финансирование, привлекая к нему рекламодателей и клиентов, создавая кадровую и информационную поддержку.

Особое место на дизайнерских выставках должны занять разделы экспозиций корпоративных членов, которые смогут продемонстрировать подлинно высокий уровень дизайна в части разработки и реализации дизайнерских продуктов.

РАЗДЕЛ IX. Создание межрегиональных центров Союза Дизайнеров России

Данная идея частично воплощалась в структуре Союза дизайнеров СССР, где существовали Урало-Сибирское Межрегиональное объединение с центром в Екатеринбурге, Объединение “Гринтар” (Волга-Урал), объединение “Волга-дизайн” и др.

Практика жизни СД России вновь подталкивает нас к межрегиональной форме объединения. Более слабые, малочисленные региональные организации должны сконцентрироваться вокруг авторитетных дизайнерских центров. В качестве базовых структур можно предложить организации Союза в Екатеринбурге (Урал), Красноярске (Сибирь), Владивостоке (Приморье, Дальний Восток), Санкт-Петербурге (Северо-запад), Ростове-на-Дону (Юг), Казани (Поволжье), Орле (Центральный регион).

Основные задачи межрегиональных центров:

•организация сезонных и тематических выставок;

•осуществление контактов с крупнейшими производителями товаров и услуг, региональными Торгово-промышленными палатами, органами законодательной и исполнительной власти на местах;

•содействие развитию процесса дизайнерского образования в закрепленной зоне;

•осуществление взаимодействия с Центральным аппаратом СД России.

Опорой межрегиональных объединений Союза должны стать территориальные Дизайн-центры, созданные по подобию Земельных Дизайн-центров в ФРГ. Ближайшая задача региональных организаций - совместно с Центральным аппаратом Союза и ВНИИТЭ ускорить формирование подобных Дизайн-центров по всей России по примеру Центра «Донской дизайн».

РАЗДЕЛ X. Активизация пропаганды деятельности Союза и спектра его услуг

В настоящее время сложилась определенная система оповещения потенциальных клиентов Союза и российской общественности о внутрисоюзной деятельности. Это материалы журнала “Дизайн ревю” и информационного проекта СД России “rudesign.ru”, цикл федеральных и региональных публикаций в массовых изданиях и телевизионных передачах.

Часть материалов размещается в местных газетах и журналах (Омск, Новосибирск, Тольятти, Екатеринбург, Коломна, Сочи и т.д.). Определенную роль в данном процессе играют региональные и межрегиональные выставки дизайна (“Миры дизайна” - Казань, “Дизайн” - Ижевск, Ростов-на-Дону, Кавминводы, Тюмень, Смоленск, Воронеж, «Лабиринт» - Омск, «Модулор» – Санкт-Петербург), «Подиум Твери» и т. д.

Особое место занимают центральные выставки Союза “Лучшая работа года в области дизайна” (Москва), «Дизайн-Лэнд» (Сочи) и всероссийские выставки в рамках Фестиваля «Столица российского дизайна». Важную роль играют Международный смотр-конкурс дипломных работ архитектурно-художественных вузов, выставка работ соискателей Государственной Премии РФ в области литературы и искусства (Москва), специализированные салоны “Дизайн и реклама”, “Дизайн и архитектура”, “Шоп-дизайн” (Москва), Международные выставки “Реклама”, “Интерсвет”, “Мебель”, «MIMS» (все - Москва), FIDexpo – Санкт-Петербург, Москва.

Анализ сложившейся практики в данной области уставной деятельности Союза показывает, что Москва оказалась излишне перенасыщена крупными дизайнерскими событиями, в то время как в регионах появление подобных выставок - большая редкость.

Предлагается на следующем этапе развития Союза серьезно поддержать или целиком инициировать проведение ряда крупных межрегиональных и общенациональных выставок в российских городах. Например: Ижевск - “Дизайнеры - лауреаты Госпремий РФ”, Тюмень - “Арт-дизайн”, Екатеринбург - “Дизайн и реклама”, Ростов-на-Дону - Дизайн интерьера”, Железноводск - “Российский фестиваль дизайна одежды”, Санкт-Петербург - “Норд-дизайн”, Казань “Этнодизайн”, Тольятти – «Продакт-дизайн», Иваново – «Текстильный салон», «Бархатные сезоны в Сочи» и т. п.

Каждую подобную выставку следует использовать для проведения широкомасштабных PR акций Союза с привлечением к участию в них известных политиков, деятелей культуры и искусства, бизнесменов.

Печатная реклама должна распространяться через сеть региональных изданий по типу “Вестника Торгово-промышленной палаты Великого Новгорода” и в других мобильных формах. Основной акцент в рекламе Союза целесообразно сделать на WEB-страницах в Интернете. С этой целью необходимо всем организациям подключиться к Интернету как наиболее активной и действенной форме внутрисоюзного обмена информацией. Также следует обратить внимание на формирование разветвленной корреспондентской сети Союза, централизованно издавать разнообразные информационные справочники по членам Союза, предприятиям и дизайн-студиям, нормативным документам Союза, а также дизайнерским учебным заведениям (по типу «Информационного вестника» в Санкт-Петербурге).

Телевизионную рекламу и тематические передачи следует распространять через систему местных и региональных отделений ВГТРК и по каналу “Культура”, деньги на которые выделяются из федерального бюджета и охват вещания которых наиболее широк.

При этом Союзу требуется ударная всероссийская акция, проводимая в регионах. С этой целью с 2003 года предлагается установить практику организации ежегодного Фестиваля «Столица российского дизайна». Первые два Фестиваля были проведены в сезонах 2003-2004 гг. в Чебоксарах и Ижевске. Следующие Фестивали намечены в Санкт-Петербурге (2005) и Омске (2006).

РАЗДЕЛ XI. Упрощение процедуры приема новых членов

В связи с завершением кампании по перерегистрации членов Союза целесообразно ввести более упрощенную процедуру приема новых членов. Первое, что необходимо отменить, это предоставление письменных рекомендаций от двух членов Союза. Уже сейчас, несмотря на сложившиеся определенные требования к оформлению рекомендаций, их содержание носит в основном формальный характер и, фактически, рекомендующие не несут никакой ответственности перед Союзом за поведение рекомендуемого. При этом, как было сказано выше, разумно ввести кандидатский срок, продолжительностью 1 год.

Нас не может не беспокоить положение со сменой кадрового состава членов Союза. Средний возраст его членов стремительно возрастает. Требуется резкое омоложение контингента членов Союза за счет привлечения талантливой и перспективной молодежи. С этой целью предлагается учредить Молодежную лигу для объединения учащихся и юных дизайнеров-практиков с прикреплением к ним наставников (индивидуальных и коллективных). Срок стажировки в данных подразделениях может составлять 2-3 года.

Критерий при приеме коллективных членов должен помимо учета родственности сфер деятельности подразумевать жесткую финансовую дисциплину в обмен на развернутый перечень льгот и предоставляемых встречных услуг.

РАЗДЕЛ XII. Перенесение центратяжести деятельности Союза в регионы

Столичные дизайнеры Москвы и Санкт-Петербурга в ушедшем столетии, по существу, выполнили свою историческую миссию по отношению к региональным коллегам, инициировав и оформив учреждение Союза Дизайнеров России. В наступившем столетии регионы должны вернуть свой внутрисоюзный долг, разделив все бремя ответственности за судьбу Союза между собой. Это можно осуществить путем переноса основного акцента в деятельности Союза на территории местных, региональных и межрегиональных отделений и объединений. Дизайн должен стать одним из инструментов, наряду с экономикой и образованием, содействующим сближению жизненного уровня и качества жизни между столицами и регионами, между городом и селом.

Главная же цель подобной децентрализации и регионализации деятельности Союза – содействие укреплению федерального устройства нашего общероссийского творческого объединения и в конечном итоге упрочение единства всей нашей страны через выравнивание культурного и экономического уровня жизни ее регионов.

Содействие со стороны региональных отделений Союза повышению творческого и технологического уровня реализуемых дизайнерских разработок позволит формированию положительного имиджа дизайнерской профессии, и тем самым будет способствовать общественной активности дизайнерских организаций, расширению их поля деятельности. Настала пора всем региональным отделениям Союза силой общественного воздействия через законодательные и исполнительные органы власти, через сеть служб главных художников и главных дизайнеров городов активно влиять на облик собственных мест проживания, участвовать во всех заметных инициативах администраций, промышленников и предпринимателей, становиться лидерами в блоке общественных и гражданских движений.

Данная доктрина потребует своих лидеров, которые уже есть среди членов Союза. К ним смело можно отнести С. Михеева, В. Панкова, В. Санжарова, С. Михайлова, Г. Вершинина, В. Брагина, С. Штоду, Н. Ярох, Н. Эверт, А. Астраханцева. Эти руководители своей многолетней активностью доказали, что они способны инициировать полезные для Союза дела и умеют доводить их до положительного результата. Наиболее значительные региональные события (выставки, презентации, юбилеи) должны собирать всех членов Совета, которые обязаны рассматривать это как основной раздел своей общественной работы и подчеркивать своим участием важность и серьезность проходящего мероприятия.

РАЗДЕЛ XIII. Обустройство региональных отделений Союза

Новый век должен стартовать с обустройства внутрисоюзной жизни. В России своими помещениями обладают только Санкт-Петербургский союз, Кавминводская организация, СД Чувашии, Курганское отделение и организация “Кама-дизайн”. Остальные организации порой не имеют даже юридического адреса. Правления отделений Союза на местах должны понять, что на нынешнем этапе с подобным положением дел мириться нельзя, и необходимо постепенно обрастать достойной инфраструктурой. Решить данную задачу без привлечения инвестиций – невозможно. Поиск дополнительных средств внутри регионов – это основная задача новых составов правлений совместно с коллективными членами Союза.

Главный элемент инфраструктуры регионального отделения - собственный офис.

Вторым необходимым компонентом инфраструктуры является многоканальная связь с организацией: обычные и мобильные телефонные каналы, телефакс, Е-mail и т. д.

Третий компонент - экспозиционная площадь для сменных выставок. Реальную помощь здесь уже оказывают и могут оказывать в дальнейшем родственные организации Союза художников (Ростов-на-Дону, Орел, Смоленск, Ярославль, Ижевск, Курск), ресурсы местных комитетов по культуре (Тюмень, Санкт-Петербург, Тверь, Ижевск) и региональные вузы.

Четвертое – наличие клубного помещение для возможности живого общения членов Союза. Пока такими ресурсами располагает только Санкт-Петербург (Мойка, 8). На первом этапе роль таких клубных помещений могут выполнять кафедры дизайна (Екатеринбург, Ижевск, Краснодар, Казань, Тюмень). В дальнейшем правлениям региональных отделений предстоит для поднятия своего престижа оборудовать (арендовать) аналогичные помещения на стороне и использовать их на постоянной основе. Без этого жизнь региональных отделений будет напоминать собрание членов «тайных обществ».

Пятое – собственный печатный орган (бюллетень, газета, страничка в Интернете), через который все члены регионального отделения смогут узнавать о текущих новостях, обмениваться мнениями, продвигать свои услуги на дизайнерский рынок.

К элементам обустройства можно отнести издание информационных материалов (буклеты, Web, CD), раскрывающих особенности жизни местных организаций. Для этого необходимо обзавестись минимальным набором множительной техники (принтеры, копировальные аппараты, сканнеры, компьютеры), что позволит правлениям действовать автономно и мобильно.

На следующем этапе развития Союза необходимо сформировать сеть собственных учебных заведений, позволяющих увеличить число рабочих мест для практикующих дизайнеров и активно формировать политику в системе дизайн-образования вместе с государственной системой образования через участие в отраслевых УМО и организацию проблемных семинаров.

РАЗДЕЛ XIV. Задачи Союза в области экономики

В настоящее время в развитии Союза Дизайнеров России наступает новый этап – переход от экстенсивной к интенсивной стратегии. Сформировавшийся брэнд Союза, зрелое профессиональное сообщество, включающее почти 3000 членов, разветвленная сеть региональных отделений являются полноценным плацдармом для развертывания рентабельной коммерческой деятельности нашего общественного объединения. Наряду с участием в выставочных, экспертных, образовательных и издательских проектах оказываемые Союзом коммерческие услуги станут дополнительным полем для совместной деятельности его членов, стимулирующим развитие профессионального сообщества изнутри.

Рынок коммерческих услуг, которые целесообразно охватить Союзу, можно условно разделить на три части:

•«Госзаказ»;

•«Бизнес-заказ»;

•«Потребительский заказ».

Госзаказ подразумевает оказание Союзом профессиональных услуг по проектированию инфраструктуры городов и населенных пунктов, государственных промышленных объектов в рамках государственных, региональных и муниципальных программ. Данное направление является наиболее сложным, поскольку требует от Союза целенаправленной работы с властными структурами по формированию «портфеля заказов». «Переговорщиками» с властью от имени Союза могут выступать консультанты, разрабатывающие стратегии развития городов, члены федеральных, региональных и муниципальных администраций, в том числе и главные художники, и главные дизайнеры городов. Наиболее востребованным направление в госзаказе на ближайшее время может стать реформа ЖКХ. От Союза на данном этапе требуется быть максимально включенным в разработку стратегии развития регионов и городов, а также иметь инфраструктуру для выполнения заказов (дизайн-центры).

«Бизнес-заказ» может включать в себя оказание профессиональных услуг по проектированию объектов собственности и имидживых атрибутов бизнес-структур. К ним относятся брэнды, фирменные стили, территории, интерьеры, оборудование и транспорт и т. д. Данное направление целесообразно строить на основе работы с сетевыми бизнес-структурами (Перекресток, Копейка), а также с общественными объединения предпринимателей (Деловая Россия, ОПОРА, СПП, ТПП и т. д.). Переговорщиками с бизнес-структурами от лица союза могут выступать консультанты по развитию бизнеса, активные предприниматели (в том числе и члены Союза), топ-менеджеры. От Союза требуется разработать и запустить PR-компанию, направленную на продвижение дизайна в сфере бизнеса, предлагать и пропагандировать комплексные дизайн решения, приносящие дополнительную прибыль предпринимателям, а также иметь инфраструктуру для выполнения заказов.

«Потребительский заказ» должен быть направлен на формирование стиля жизни россиян. Здесь необходимо охватить людей со средним достатком, а также малоимущих, проектирование изделий, для которых всегда выпадало из поля зрения бизнеса. Основным направление деятельности в секторе потребителей со средним достатком на ближайший период должно стать оказание профессиональных услуг по схеме «комплексного предложения». Направление подразумевает расширения номенклатуры и ассортимента изделий для быта и перенесение их экспозиции и продажи на торговые площади, традиционно предназначенные для предметов интерьера и отделочных материалов. Также перспективным видится комплексное предложение по формированию имиджа российского потребителя через систему дизайн-фирм, выпускающих одежду и аксессуары класса pret-a-porte и pret-a-porte deluxe. Подобная сеть уже существует в виде авторских ателье (Вера Геппа, Раф Сардаров, Игорь Чепурин, Ирина Крутикова, Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Vemina и т. д. Важная особенность подобного подхода – подбор ассортимента изделий и организация экспозиции на основе единой дизайн-концепции.

Данное направление предполагается первоначально выстраивать на базе имеющихся ресурсов Союза через систему корпоративных соглашений. От Союза потребуется:

•провести инвентаризацию собственных ресурсов;

•разработать систему корпоративных соглашений;

•организовать через систему конкурсов и учебных заданий для студентов приток новых разработок;

•обучить консультантов, участвующих в продаже сопутствующих изделий.

Реализация данного направления позволит:

• охватить сегмент рынка эконом и бизнес-класса;

•структурировать рынок поставщиков строительных материалов, предметов декора и мебели;

•организация совместной коммерческой деятельности членами Союза, развитие организации изнутри;

•формирование «бизнес ориентированного» образования дизайнеров через организацию системы конкурсов и стажировок для студентов.

Всю систему коммерческой деятельности Союза целесообразно осуществлять на базе юридически независимых от Союза фирм, связанных с Союзом системой договорных отношений. Данные фирмы будут обязаны выплачивать Союзу дивиденды за право пользования сетевым брэндом.

Для осуществления данной программы предлагается ввести специальную должность вице-президента и сформировать команду менеджеров для реализации коммерческой деятельности Союза.

РАЗДЕЛ XV. Заключение

Представленный проект “Основных направлений” является открытым документом. Предыдущие проекты «Основных направлений», принятые на II и III Ассамблеях Союза, сыграли положительную роль на предшествующем этапе жизни Союза. На базе этих документов формировалась стратегия и тактика деятельности Союза. Задача данного проекта - стать действенным помощником для руководителей всех уровней Союза на предстоящем этапе.

Принятие “Основных направлений”, послужит важным подспорьем для формирования годовых общесоюзных и региональных программ и планов, поможет скоординировать действия всех отделений Союза, а также грамотно учитывать его организационные и финансовые возможности. Выполнение комплекса указанных мероприятий позволит в конечном итоге оказать действенную помощь каждому члену Союза, учесть специфику и потребности любого регионального отделения Союза.

Главной опорой Союза являются его члены, от их активности и заинтересованности в конечном итоге будет зависеть, насколько реализуемыми окажутся положения данного документа. Опорой нашей кадровой политики, стержнем любого начинания является постулат о добровольном, фиксированном членстве в Союзе. Поэтому основной акцент в предстоящий период деятельности Союза необходимо сделать на укреплении и качественном улучшении кадрового состава нашего Союза, грамотном подборе руководителей и ответственных исполнителей всех рангов. Наши конечные успехи - в единстве всех отделений Союза, в осознании каждым его членом, что все мы одна полная сил, дружная, отзывчивая дизайнерская семья. Наша сила – в единстве!