Дизайн-2005. Синдром "Чертовой дюжины"

С детства мы опасаемся черных кошек, цифры «тринадцать», понедельников, сглаза, разбитых зеркал и прочих «глупостей». Поэтому то и дело стучим по деревяшке, трижды сплёвываем через левое плечо, завидев чёрное животное, переходим на другую сторону улицы, и вообще ведем себя как первобытные люди. Наука причисляет всё это к разряду суеверий, и категорически над этим насмехается. Но то – наука, она знает устройство Вселенной, а как быть простому человеку, наделенному к тому же творческим воображением? И не важно, касается ли это совпадение лично тебя или затрагивает корпоративные интересы – всё равно хочется миновать препятствие без помех.

С подобным курьезным обстоятельством мы, члены Оргкомитета, столкнулись при подготовке к очередной Тринадцатой всероссийской выставке-конкурсу «Дизайн’2005». Перво-наперво захотелось избежать в символике конкурса употребления цифры 13. Правда, как избежать произнесения этой цифры мы так и не придумали. По традиции, разработкой фирменного стиля очередной выставки занимается тот дизайнер, который становится обладателем Приза «Виктория» по графическому или рекламному дизайну в году уходящем. Такая кандидатура «нарисовалась» сразу: «избранным» стал Матвей Евстигнеев – получивший «Викторию» за оформление DVD по заказу Первого канала к фильму Владимира Хотиненко «72 метра». Все мы – люди творческие – народ не простой. В равной мере это определение относится и к Матвею. Берясь за разработку фирменного стиля, возможно, он и не предполагал, во что этот творческий марафон для него выльется в итоге. Но теперь, оглядываясь на прошедшее, я с удовлетворением констатирую, что в предпочтении своём по части ведущего графика Оргкомитет не ошибся.

Но выбор дизайнера – это только маленькая часть работы по подготовке выставки в ЦДХ. Основная же часть работы сосредоточена на определении номинантов. По принятой схеме принцип отбора весьма прост и прозрачен: в финал конкурса попадают те работы, которые в течение года прошли апробацию на промежуточных этапах – отраслевых и региональных конкурсах и смотрах, проводимых как Союзом Дизайнеров России, так и другими профессиональными архитектурными, рекламными либо дизайнерскими сообществами. К ноябрю месяцу картина текущего 2005 года прорисовывается более отчётливо, и список номинантов практически сформирован. Наиболее чётко в году ушедшем подобный отбор прошёл на выставках «Дизайн-Лэнд’2005» и «INTERLIGHT’2005», а также на Фестивале российских модельеров «Бархатные сезоны в Сочи’2005». Данный принцип облегчает работу Большого Жюри и вносит рациональный момент в творческий «хаос» живой дизайнерской практики.

Но недаром мы упомянули магию «роковых» совпадений: некоторые профессиональные смотры так и не представили своих номинантов на финал, несмотря на высокий уровень работ. И в первую очередь это относится к Всероссийскому Фестивалю «Санкт-Петербург – столица российского дизайна». Ответственным за подготовку этого мероприятия был, естественно, назначен председатель правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров Владимир Санжаров. Человек он опытный и разворотистый, но здесь – словно что-то заколодило, и Совет Председателей чувствовал некое внутренне сопротивление главного продюсера Фестиваля с самого начала. В итоге – ни одной питерской работы в Москве. Одним словом – кругом 13!

Возможно, в этом не было никакой мистики, и всё объяснялось отсутствием тщательно разработанного дизайн-проекта всей акции под названием «Санкт-Петербург – столица российского дизайна». Сейчас остается только гадать, отчего «питерские» проигнорировали (другого слова не подберешь) итоговую выставку года, но Оргкомитет готов часть вины возложить на себя. Видимо, это связано и с финансовыми проблемами, но, как говорил Остап Ибрагимович Бендер, есть как минимум сто способов честного «отъёма» денег у граждан и учреждений, но оказалось, что это «не наш путь».

Также жаль не состоявшейся любви с Ростовом-на-Дону. Первая южно-российская выставка дизайна открылась 14 декабря, за неделю до финальной «Дизайн’2005». Просто физически перебросить лучшие работы с одной экспозиции на другую было весьма проблематично. А перебрасывать, поверьте, было что!

Мог бы стать отдельным разделом блок дипломных работ-призёров Международной выставки-смотра архитектурных и дизайнерских вузов. Эта экспозиция демонстрировалась в Томске в сентябре, но с того сибирского смотра до Москвы доехали только работы лауреатов Конкурса «Mercedes» - трое студентов-энтузиастов из ТГАСУ.

Но самые большие «сюрпризы» ожидали Оргкомитет в родном ЦДХ. Первое – «хозяева» значительно увеличили арендную ставку. Второе, они же сократили количество экспозиционных дней до четырёх. И, третье, - завершающий день выставки пришёлся на понедельник, традиционный выходной в ЦДХ. Что делать, пришлось со смирением воспринять все эти неожиданности и, как водится, приготовить дополнительные деньги.

Уже третий сезон минкульт РФ не финансирует выставку, хотя заявки подаются своевременно. Порой поражаешься этому постоянству, притом, что бюджет этого ведомства неизменно растёт. Но наш Оргкомитет привык рассчитывать только на себя и на своих друзей, которые постоянно готовы оказать помощь. Но и здесь цифра 13 дала о себе знать. Наш традиционный полиграфический партнёр – компания Линия График на пороге новогодних праздников впервые забуксовала. Пришлось срочно перекидывать часть заказов в другие типографии. Так образовалось «печатное кольцо» из пяти полиграфических производств. Одни печатали приглашения и конверты, другие – плакаты, третьи – дипломы, четвертые – свидетельства участников, пятые – каталог. Вот такая получилась производственная цепочка! А что поделаешь?! Надо отдать должное директору выставки – Ольге Наумовой, которая не дрогнула под грузом возникших неожиданностей и стойко перенесла все перипетии выставочного марафона. На удивление – все компоненты полиграфического набора были изготовлены и доставлены вовремя, за что отдельное спасибо члену Оргкомитета Юрию Наумову.

Вы думаете, что на этом наши сюрпризы иссякли? Ничуть не бывало! А ведущие церемонии открытия и награждения? Думаете, здесь всё сложилось ОК? Как бы ни так! К Андрею Малахову – традиционному ведущему наших церемоний – в этом сезоне просто не подступиться. Большой человек! Резервный ведущий – Алексей Семёнов – был зафрахтован другой командой: ну как не опуститься рукам? И, вдруг, о чудо! Из далёкого Таиланда позвонил сочинский приятель Юрий Кузнецов. С ним была весьма условная договоренность о помощи в качестве ведущего на грядущей выставке. Но Юрий человек занятой: то съемки в киносериалах, то продюсирование крупных шоу-мероприятий, - одним словом – вероятность его участия была нулевая. Однако корпоративная солидарность оказалась сильнее жизненных обстоятельств, и данная позиция была надежно прикрыта Большим Юрой.

Не забыть бы рассказать о судьбе дизайн-проекта экспозиции. Ещё в начале выставочного марафона ещё один Большой Друг Оргкомитета – Пётр Номаконов, предложил свою творческую помощь в разработке эскиза выставки «Дизайн’2005». Мало того, Пётр привлек в ассистенты молодого, перспективного студента Института Современного Искусства Михаила Сырцева. Этот творческий тандем предложил несколько художественных концепций, довёл разработку до изготовления бренд-бука, но всё споткнулось на застройщике. Опять эта роковая цифра 13! Компания, в которой командует сам Пётр, известная в стране фирма «Экспоник», застройщиком в силу ряда причин выступать не могла. Оргкомитет начал подбор партнёров и остановился на компании «Ирида». Условия, на которых «Ирида» бралась за работу, были весьма жесткие – дизайн-проект разрабатываем мы сами! Вот вам, как говорится, а полгода – коту под хвост! Да бросьте, не надо отчаиваться, ведь это ещё не конец. В офисе Союза Дизайнеров России появился ещё один известный в Москве разработчик – Валерий Варшавский. Он сумел не только быстро адаптировать проект Петра Номаконова, но и внести в него новые свежие мотивы. Что-то пришлось исключить, в том числе и по финансовым соображениям, но, в целом выставка только выиграла от сотрудничества с «Иридой».

Думаете, всё - на этом сюрпризы закончились? Как бы ни так! Сама природа, казалось, встала на сторону недоброжелателей нашей выставки. Дня за два до заезда экспонатов и начала монтажа в ЦДХ на Москву обрушился жуткий снег, покрывший месячным слоем все улицы столицы. Через эти заносы и сугробы мужественно пробирались к Крымскому валу монтажники и экспоненты. Добравшись, вытряхивали липкий снег из-за воротников и с зимних шапок, оставляя на ЦДХовском паркете влажные разводы от мокрых подошв. Но монтажники – люди чёткие: работа работой, а обед - по расписанию! Было умилительно наблюдать, как несколько бригад параллельно усаживались за импровизированные столы и начинали свою нехитрую трапезу. Вот это дизайн!

В качестве небольшого отступления. Дизайнеры, как и все нормальные россияне, любят поесть. И процесс этот в нашей профессиональной среде часто имеет проектные черты. У Оргкомитета давно есть желание ввести номинацию «Дизайн еды». Так вот. Пётр Номаконов устроил в рамках выставки «Дизайн’2005» свой творческий вечер, посвященный пятидесятилетию со дня рождения и тридцатилетию творческой деятельности. Дизайну его юбилейного стола позавидовали бы ведущие кулинары мира! Вся трапеза разместилась на огромном китчевом столе, подаренном юбиляру сотрудниками «Экспоника». А на этом чудо-столе были намётаны традиционные славянские блюда. Да какие! Кусочки розового сала поверх Бородинского хлеба, квашеная капустка, заправленная подсолнечным маслом, огурчики домашнего посола, черные солёные груздочки и, конечно, мать всех российских застолий – сударыня самогоночка! Ну, чем не сюжет для представления на Приз года в номинации «Дизайн еды»!

Отвлеклись немного, а теперь переходим к главному. Кого жюрили и кто жюрил? В анонсе выставки было заявлено 19 конкурсных номинаций. Ещё шесть призов устанавливал сам Оргкомитет по итогам дизайнерского года. На финальное соревнование было отобрано 67 номинантов практически во всех конкурсных номинациях. Некоторые участники заявлялись сразу в нескольких номинациях. Отсутствовал только «Телевизионный дизайн», что и понятно, поскольку у телевизионщиков на носу был свой конкурс «ТЭФИ». Здесь следует сделать ещё одно, печальное отступление. Впервые победу в номинации «Телевизионный дизайн» на выставке «Дизайн’95» одержала команда «НТВ-дизайн», возглавляемая тогда нашим другом Семёном Левиным. В 2005 году Семёна не стало, и как-то опустел звёздный телевизионный небосвод. Это тоже козни цифры 13?

Но продолжим наше повествование. Какие-то номинации на конкурсе были наполнены конкурентами, где-то к наградам были представлены по одному достойному претенденту. Такая картина сложилась, например, в «Дизайне костюма» и в «Транспортном дизайне». Претенденты в этих номинациях определились на предварительных турах – в Сочи и в Томске соответственно. Но это обстоятельство не уменьшило соревновательной интриги.

Довольно многочисленной по традиции является номинация «Дизайн-педагогика». Здесь «сошлись на ринге» несколько столичных коллективов и очень сильная команда региональных учебных заведений. И, как снег на голову, «свалилась» юбилейная выставка, приуроченная к 180-летию Строгановки. Практически в соседнем с «Дизайном’2005» зале, и по времени абсолютно синхронно на площади около 800 м. кв. развернулось экспозиция трёх университетских факультетов. Как вы понимаете, не отметить данное событие в истории российского дизайна было бы неприлично. Кстати, это одно из тех редких совпадений, когда МГХПУ работает «на выезде». Довольно часто Университет бывает представлен только фрагментами по инициативе его отдельных педагогов. Данная экспозиция юбиляра была весьма респектабельна и отражала все направления сегодняшнего художественного образования Университета. Опережая повествование, отметим, что Строгановка была заслуженно удостоена «Серебряной Виктории» в номинации «Легенда Дизайна».

«А судьи кто?» - воскликнул в пламенном порыве герой бессмертной комедии А. С. Грибоедова. Принцип комплектования жюри весьма прозрачен. Он основан на сочетании признанных экспертов – членов Российской академии художеств, Национальной Академии Дизайна, Академии Рекламы, докторов наук, профессоров ведущих вузов, представителей российских регионов в сочетании с молодыми лауреатами профессиональных смотров последних лет. Список мэтров приводится в приложении к данной статье, а среди экспертов второй группы мы видим имена известного мебельщика Сергея Алёшина, разворотистого издателя Сергея Шустова и графика Виталия Ставицкого. В недрах Оргкомитета вынашивалась идея поручить выдвижение и отбор номинантов исключительно членам Российской Национальной Академии Дизайна, но сама Академия находится в настоящий момент в стадии формирования, поэтому с этой идеей было решено повременить.

Казалось бы, выставку открыли, жюри провели - самое время расслабиться. Не тут-то было! Оказалось, что Призов и лауреатских Дипломов не хватает: зависло двое номинантов. Это роковая «чертова дюжина» проверяла Оргкомитет на стойкость. Методом утруски и усушки всё-таки удалось свести баланс призов к нулю, но чего это стоило! Не будем раскрывать всех секретов, пусть что-то останется под покровом тайны, но без обиженных не обошлось. И в этом виновата ментальность наших профи. Сам факт номинирования на «Викторию» ещё не является в России, наподобие «Оскара», выдающимся достижением. Вынь да положь мне «птичку» и всё тут! А «птичек», извините, только 25, и не одной более!

Гораздо приятнее было читать радость на лицах тех, кто впервые, или повторно стал лауреатом «Виктории». Особенно Оргкомитет радовался за наших региональных друзей. На их меридианах и широтах факт присуждения Российского Национального Приза в области дизайна «Виктория» вызывает гораздо больший резонанс, чем в обеих столицах. Приятным исключением стала реакция на присуждение «Виктории» столичному авторскому коллективу под руководством главного художника Москвы Игоря Воскресенского. Им в содружестве с большой бригадой архитекторов и дизайнеров был разработан уникальный проект архитектурно-художественного решения ММДК «Москва-Сити». По праву данная разработка была признана «Проектом года».

Не меньшую радость испытали разработчики серии объектов малой архитектуры для столицы под руководством известного московского архитектора Виктора Пасенко. Этим коллективом спроектированы десятки популярных у москвичей объектов, включая знаменитую «Пушку», а награда нашла героев только в 2005 году! Ждем от москвичей-лауреатов новых удивительных проектов в наступающем сезоне.

«На десерт» судьба преподнесла Оргкомитету последние сюрпризы. Близилась церемония награждения, все были на месте: ведущий, звукорежиссёр, девушки-ассистентки… Но что это? Одна из красавиц забыла дома свои сценические туфли. Пришлось сократить число ассистенток до двух. Не успели перевести дух, поступает информация, что наш экспедитор «завис» в пробке вместе с букетами цветов. Трах-тарарах-карабах! И это всё валится в одну кучу! Тянем с церемонией до последнего, неожиданно, как Дед Мороз, появляется экспедитор Олег с прекрасными цветами, но что это? Вновь заминка – не хватает VIP для церемонии награждения. Приходится просить членов жюри выходить по два, а то и по три раза на сцену и объявлять имена лауреатов. С удивлением отмечаем, что особенно никто и не сопротивляется. А к приятным моментам следует отнести чествование на сцене коллектива Красногорского завода, дизайнерская служба которого отметила в 2005 году 40 лет со дня своего основания. И красногорчанам справедливо была вручена награда как «Дизайнерскому коллективу года»!

На финальном фуршете всем хватило и закуски и выпивки. Лауреаты и их бывшие соперники пили дружно за общим столом. Вот теперь дизайнерский год воистину завершен и можно подвести некоторые итоги. Они, конечно, будут приблизительными, и не претендуют на полную объективность, но точка зрения Союза Дизайнеров России, мы думаем, тоже кой чего, да значит!

Первое, со скрипом, но формируется некая иерархия профессиональных приоритетов на огромном пространстве нашей страны. В ушедшем году учреждена и зарегистрирована Российская Национальная Академия Дизайна, образован Российский Национальный Совет по дизайну, проанонсировано учреждение «Собрания главных художников и главных дизайнеров российских городов». Следовательно, зыбкое профессиональное поле постепенно структурируется.

Второе. Несмотря на безграничность наших просторов и затрудненность передвижения по стране в силу его дороговизны, дизайнеры продолжают общаться друг с другом. Свидетельство тому хотя бы присутствие на итоговой выставке представителей Калининграда, Челябинска, Омска, Ханты-Мансийска и Хабаровска. И это не просто рядовые работы: уровень региональных школ заметно подтянулся. Как отмечали многие члены жюри, порой было трудно отличить «центровые» работы от региональных. И это, бесспорно, отрадный факт.

Третье. Представительство на Всероссийской выставке-конкурсе отечественных регионов необходимо усиливать многократно, и повод для этого в наступающем году имеется – 15-летие Союза Дизайнеров России. На грядущей выставке Оргкомитет планирует представить работы всех 60 региональных отделений. Поживем – увидим, как эта формула будет решена, но бороться за это надо. В том числе и с «тугими» регионами типа Питера и Ростова-на-Дону.

Четвёртое. Злополучный PR и его составляющие. Да, многие журналы освещали нашу выставку, но многотиражные общероссийские газеты остались в стороне. Не подтянулись и многие телевизионные каналы. Хотя определенную поддержку оказали каналы «Культура», «НТВ+» и ОРТ. Хотелось бы большего, но это зависит от PR проекта и, естественно, бюджетов.

И пятое. В наступившем 2006 году столицей российского дизайна провозглашен город Омск. Время, как говорится, пошло! И надо умело «разрулить» эти два ответственных события, чтобы выиграли обе стороны. В Омске профессиональный потенциал большой, всё будет зависеть от квалифицированного менеджмента. Будем надеяться, что исполнители там тоже найдутся, поскольку «ферзи» уже на игровом поле.

Жаль, что Дизайн вместе с Культурой не вошел в число национальных приоритетов, провозглашенных Президентом в канун 2006 года. Мы понимаем, что время ещё не пришло, но многое в нашей стране уже делается в соответствии с проектными принципами. Это и программы развития транспортной инфрастуктуры, и реформа энергетической системы, и модернизация ЖКХ. Про Вооруженные силы и МВД мы уже не упоминаем, но и они претерпевают серьезную реконструкцию. Да и в направлениях, признанных приоритетными на ближайший период, есть, где развернуться дизайнерам: возьмите ту же медицину! Чем не дизайнерский полигон!

Одним словом, ни грамма уныния, и вперёд к Четырнадцатой Всероссийской. А что до «чертовых дюжин» вообще, то пусть себе живут, без них станет скучно!

Трепещется на ветру красный транспарант над входом в ЦДХ, на котором умелой рукой Матвея Евстигнеева цифра 13 вписана в слово «дизайн». Надо же такое придумать! Вот и закончилась ещё одна Рождественская сказка, наступают дизайнерские будни, а с ними вместе, шутка сказать, российский дизайн вступает в пору своего отрочества. Период непростой, переходный: ломка голоса, половое созревание и тому подобное… Кстати, о влиянии полов на дизайн ещё никто не писал. Что ж, попробуем в следующий раз. С Новым Годом вас, коллеги!

ЮРИЙ НАЗАРОВ

03.01.2006