20.11.2007-21.11.2007 V Очередная Ассамблея Союза Дизайнеров России

УВАЖАЕМЫЕ ЧЛЕНЫ СОЮЗА!

В канун Юбилейной Пятой Ассамблеи Союза Дизайнеров России я обращаюсь к моим друзьям и соратникам по Союзу с предвыборной программой, в которой хочу сформулировать свое видение задач нашего творческого объединения на предстоящий пятилетний период.

ВВЕДЕНИЕ. Усиление интенсивного этапа развития Союза

Минувшее пятилетие (2002-2007 г.г.) было посвящено переходу от экстенсивного к интенсивному этапу развития Союза. Позади организационные хлопоты, связанные с формированием сети региональных организаций, увеличения их численного состава и расширения географии отделений Союза. Результатом данной политики стало создание отделений СД России в более чем половине субъектов Федерации, что позволило нам поддерживать статус Союза как общероссийской общественной организации. Наращивание количественного состава членов Союза (0-0000) достигло некого порога, что свидетельствует об определенном насыщении. Поправки, внесённые в Устав Союза, в определенном смысле помогли преодолеть ослабление контроля со стороны руководства Союза над резко возросшим количеством региональных организаций, что позволило приостановить дезинтеграционные процессы, сепаратистские действия, наметившуюся разобщенность, информационный и организационный вакуум.

За минувшие пять лет мы с ещё большей силой ощутили, что наш Союз – организация творческая, и её истинное лицо – это достижения членов Союза в различных областях дизайна. Мы строго придерживались правила не просто расширять наш состав, но отбирать вступающих в Союз дизайнеров по высокому качеству работ. За минувший период к нам в Союз вступили известные в профессиональных кругах дизайнеры ………. Да и сам Союз всемерно содействовал появлению известных имен, всячески продвигая персоналии, а вместе с ними и достижения отечественного дизайна.

Во многом изменился характер работы руководящих органов Союза. Вице-президенты разграничили свои полномочия, и каждый сосредоточился на своём круге вопросов. Полномочные представители в федеральных округах постепенно осваиваются в своих регионах, их участие в решении текущих вопросов становится заметнее и востребованнее. Всё это способствовало оптимизации деятельности нашей общественной творческой организации.

Впервые в истории постсоветского дизайна развитие нашей профессии получило дополнительный стимул в виде принятой правительством страны «Концепции развития дизайна в РФ до 2008 г.». В ближайшей перспективе государство намерено усилить своё влияние на процесс интеграции российского дизайна в мировое экономическое сообщество. Эти тенденции возрастут к моменту вступления России в ВТО.

Следует признать, что основные цели, сформулированные в Уставе Союза: поддержка и взаимопомощь, создание необходимых условий для творческой деятельности дизайнеров – остаются центральными и на ближайшие пять лет. Должен измениться характер поддержки. Если в 90-е годы основной проблемой для Союза было препятствовать деградации и потере профессиональных навыков дизайнеров, на рубеже столетий профессиональное сообщество прошло период адаптации к условиям рыночной экономики, то сегодня жизнь выдвигает иные приоритеты.

1. Задачи в области профессиональной деятельности

В связи с резким увеличением числа дизайнеров, работающих по контракту, от руководства Союза требуются содействие в проработке форм и согласовании пунктов подобных контрактов, осуществление контроля над соблюдением принятых контрактных положений, участие юридической службы Союза в процессах по разбору нарушений условий контрактов. Все чаще членам Союза приходится сталкиваться со случаями нарушения авторских и патентных прав разработчиков. Здесь также без грамотной юридической поддержки невозможно защитить права и интересы практикующих дизайнеров.

К этому следует добавить совершенствование тарифной политики Союза, её согласования с крупными объединениями работодателей: РАРА, РРА, Союза промышленников и предпринимателей, Банковского союза, Концерна легкой промышленности и т. п.

В области профессиональной подготовки многим действующим дизайнерам требуется получение дополнительных знаний об особенностях поведения на современном рынке дизайнерских услуг в виде повышения квалификации, приобретения современных навыков в области информационно-компьютерных технологий, стилевых и композиционных тенденций в различных сферах дизайна.

Задача всех региональных структур Союза оказывать действенную помощь своим членам по этим ключевым направлениям. Фактически речь идет о выполнении Союзом полноценных профсоюзных функций. Сюда следует добавить поддержку серии профессиональных конференций, организовываемых по инициативе и при поддержке нашего Союза, таких как: Конференции главных художников и главных дизайнеров российских городов, конференции «Современный российский дизайн». Также заслуживает поддержки цикл конференций по дизайнерскому и архитектурному образованию, проводимых профильными УМО, и другие значимые профессиональные научно-методические мероприятия, организуемые в нашей стране и за рубежом.

2. Задачи в социальной сфере

В социальной сфере, несмотря на общее улучшение экономической ситуации в стране, еще много предстоит сделать для совершенствования социальных и бытовых условий и уровня повседневной жизни членов Союза. Следует активнее проявлять заботу о молодых членах Союза и его ветеранах. Отсюда проистекает следующее:

•первая задача - продолжение работы по определению социальных потребностей членов Союза, выявлению остро нуждающихся в поддержке, оказание оперативной и долгосрочной помощи членам Союза;

•вторая задача - формирование резервных фондов в регионах для социальной помощи остро нуждающимся членам Союза, привлечение для этих целей средств централизованных региональных и муниципальных фондов социальной защиты;

•третья задача - содействие подбору на региональном и муниципальном уровнях нежилых помещений для творческой работы членов Союза, содействие заключению льготных договоров на долгосрочную аренду, снижению оплаты коммунальных платежей, передаче в бессрочное безвозмездное пользование помещений для коллективного использования членами Союза.

•четвертая задача - оказание индивидуальной адресной помощи ветеранам Союза, содействие размещению одиноких пожилых членов Союза в домах ветеранов, забота о семьях ушедших из жизни наших коллег.

•пятая задача - содействие профессиональному становлению молодых дизайнеров, их активному участию в дизайнерских конкурсах, формирование на местах секций и гильдий молодых дизайнеров как базы подготовки к вступлению в Союз, оказание молодым членам Союза помощи в трудоустройстве.

Анализ сегодняшней социальной ситуации в целом по Союзу делает актуальным вопрос об учреждении общероссийского благотворительного Фонда Дизайна. Его основная цель – сбор средств на фундаментальные социальные программы Союза, адресное распределение собранных средств по региональным отделениям Союза.

3. Организационные задачи

В организационной области необходимо:

•проводить более взвешенную политику по формированию новых региональных отделений;

•вновь создаваемым региональным отделениям Союза присваивать статус самостоятельных подразделений только после проверки дееспособности новых членов Союза и выявления в коллективе реального лидера;

•до момента определения дальнейшей судьбы регионального отделения кураторство над ним поручать ближайшей зарегистрированной авторитетной региональной организации СД или полномочному представителю Союза в Федеральном округе, ответственному за данный регион;

•ввести для определённого контингента соискателей кандидатский срок при их приеме в Союз продолжительностью в 1 год;

•расширять молодежные секции и лиги при региональных отделениях Союза, шире привлекая в них хорошо зарекомендовавших себя студентов творческих вузов и начинающих профессионалов;

•формировать институт наставничества, способный курировать молодёжные объединения, передавать профессиональный опыт подрастающему поколению;

•подготовить к 2008 году процедуру обмена членских билетов Союза;

•разработать и ввести членские билеты четырех видов: молодежный, кандидатский, постоянный, коллективный (в виде свидетельства);

•расширять число собственных учебных заведений Союза.

4. Развитие клубной формы объединения дизайнеров

Традиционная схема объединения дизайнеров внутри творческих союзов - это творческие секции. Так было и в Союзе дизайнеров СССР, где во многом формально существовали подобные внутренние объединения. С другой стороны, внутри СД СССР действовали реальные профессиональные сообщества ковровщиков, трикотажников, текстильщиков, объединенных внутри отраслевых министерств до ликвидации ведомственных художественных советов.

Сейчас число отраслевых министерств минимально, художественные советы во многих сферах прекратили своё существование, но потребность в горизонтальных связях дизайнеров остается.

С целью заполнения образовавшейся профессионально-цеховой ниши предлагается повсеместно внедрять клубную форму объединения членов Союза Дизайнеров России. Клуб видится как открытая структура, охватывающая не только проектировщиков, но и крупных заказчиков, производителей сопутствующих товаров и услуг, квалифицированных экспертов, журналистов, педагогов, менеджеров и т. д.

Прообразом подобного клубного объединения могут служить клубы «Автодизайн», «Экспо-дизайн» «Дизайн мебели» в Москве. В них соединились отечественные производители, мастерские дизайна из учебных заведений, дизайн-центры на предприятиях, разработчики программных продуктов для дизайнерского проектирования, дилеры крупных мировых производителей, журналисты профильных изданий, профессора вузов и т. д.

Форма работы клубов – «круглые столы», поддержка собственных разделов в журнале «Дизайн ревю», определение рейтингов ведущих дизайн-фирм России, проведение экспертиз, организация конкурсов, тематических выставок и семинаров, подготовка профильных изданий. Клубы должны обеспечить приток в Союз дополнительных средств со стороны заинтересованных в рекламе производственных и торговых структур, питать средствами свой раздел в журнале «Дизайн ревю». Особой областью деятельности Дизайн-клубов должно стать кураторство над учебными заведениями и соответствующей группой профессиональной молодежной секции Союза в регионе.

5. Привлечение к работе в Союзе коллективных членов

Коллективные члены - это родственные Союзу общественные и производственные структуры, активно производящие и поставляющие на российский дизайнерский рынок дизайнерские продукты, услуги и сопутствующие товары, содействующие его расширению и развитию, а также готовящие специалистов в области дизайна. Их роль в структуре Союза - сцементировать индивидуальную разобщённую массу дизайнеров, обеспечить финансовую стабильность Союза, внести в жизнь СД России элемент прагматизма и реалистичности, приобщить практикующих дизайнеров к современным проектным технологиям, содействовать дизайн-образованию и повышению квалификации индивидуальных членов.

Каждый авторитетный коллективный член в идеале берет под опеку соответствующий Дизайн-клуб, обеспечивая его финансирование, привлекая к нему рекламодателей и прессу, обеспечивая кадровую и информационную поддержку.

Особое место на дизайнерских выставках должны занять разделы экспозиций корпоративных членов, которые смогут продемонстрировать подлинно высокий уровень дизайна в области разработки и реализации дизайнерских продуктов, обладающих масштабностью и социальной значимостью.

6. Укрепление межрегиональных связей

В связи с введением института Полномочных представителей Союза в Федеральных округах данное направление получило дополнительное ускорение. Многие Полномочные представители с ответственностью подошли к своим назначениям и провели за прошедший период интенсивную работу по сближению интересов соседних регионов. Так, например, в Поволжском регионе усилиями вице-президента С. М. Михайлова налажена работа по подбору руководящих кадров для региональных отделений, проведению совместных выставок и конференций. Такая универсальная площадка создана в Казани, где на базе КГАСУ ежегодно проводятся различные мероприятия: Казанская Биенале, смотры-конкурсы студенческих работ, научные конференции по дизайн-образованию и многое другое.

Подобная практика существует и в Южном округе, где в Ростове-на-Дону, Железноводске и Сочи проводится цикл интересных и привлекательных для профессионалов акций, масштаб которых далеко выходит за рамки Федерального округа. Это и Дизайн-Форум в Сочи, и Международный фестиваль дизайнеров «Бархатные сезоны в Сочи», это Российский Фестиваль дизайна «ФЕРОДИЗ» в Железноводске, это и ежегодная выставка-конкурс в Ростове-на-Дону. Недаром местом проведения Очередной V Ассамблеи Союза Дизайнеров России выбран Ростов-на-Дону. Эти факты, несомненно, свидетельствуют о формировании устойчивых горизонтальных связей в Союзе, не требующих постоянного вмешательства Центра.

Практика жизни Союза вновь подталкивает нас к межрегиональной форме объединения. Более слабые, малочисленные региональные организации должны концентрироваться вокруг авторитетных дизайнерских центров. В качестве таких базовых точек можно назвать Екатеринбург (Урал), Омск (Сибирь), Хабаровск (Приморье, Дальний Восток), Санкт-Петербург (Северо-Запад), Ростов-на-Дону (Юг), Казань (Поволжье), Москва (Центральный регион), Калининград (Запад).

Задача межрегиональных центров – не только организация сезонных и тематических выставок, но и осуществление плодотворных контактов с крупнейшими производителями товаров и услуг, региональными Торгово-промышленными палатами, органами законодательной и исполнительной власти на местах, родственными творческими союзами и общественными объединениями.

Опорой межрегиональных центров должны стать межрегиональные Центры поддержки и развития дизайна, предусмотренные принятой «Концепцией развития дизайна в РФ до 2008 г.». Правительство предусмотрело финансовую поддержку подобных центров, и это хороший шанс для Союза расширить и укрепить своё влияние в регионах.

7. Активизация пропаганды деятельности Союза и спектра его услуг

В настоящее время сложилась определенная система оповещения потенциальных партнёров и клиентов Союза, а также широкой общественности о нашей разносторонней деятельности. Это журнал «Дизайн ревю», а также сайт Союза в Интернете «www.sdrussia.ru». На местах действует ряд региональных сайтов.

Часть информационных материалов отделений Союза размещается в местных газетах и журналах (Омск, Новосибирск, Тольятти, Екатеринбург).

Определенную роль в данном процессе играют региональные и межрегиональные выставки дизайна («Миры дизайна» - Казань, «Дизайн» - Ижевск, Ростов-на-Дону, Кавминводы, Фестиваль дизайна в Тюмени, Смоленский дизайн, «Подиум Твери», «Лабиринт» - Омск, «Модулор» – Санкт-Петербург, «Балтийский дизайн – Калининград и т. д.).

Заметными стали Всероссийские фестивали «Столица российского дизайна». За прошедший период они состоялись в Чебоксарах, Ижевске, Санкт-Петербурге и Омске. В наступившем году подобный V Фестиваль пройдёт в Ростове-на-Дону. Данная инициатива приблизила нас к региональным потребителям и заказчикам, позволила обрести новых партнёров, создала задел для будущих региональных акций.

Важное место в принятой «Концепции развития дизайна в РФ до 2008 г.» также занимает проблема пропаганды отечественного дизайна. В эту область предполагается направить целевые инвестиции, что, бесспорно, будет способствовать и расширению деятельности Союза в этой сфере.

Особое место занимают центральные выставки Союза «Лучшая работа года в области дизайна» (Москва) и «Дизайн-Лэнд» (Сочи). Важную роль играют Международный смотр-конкурс дипломных работ архитектурно-художественных вузов, салоны «Дизайн и реклама», «Дизайн и архитектура», (Москва), Международные выставки «Реклама» (Москва), «Интерсвет» (Москва), «Мебель» и FIDexpo (Москва).

В текущем году инициативу проведения международной выставки по дизайну проявил город Тольятти. Это очень своевременное движение со стороны российского Детройта, и мы надеемся, что при поддержке Союза выставка будет успешной.

На минувшем пятилетнем отрезке большинство региональных отделений Союза подключилось к Интернету, что способствовало активизации внутрисоюзного обмена информацией. Эта тенденция будет укрепляться и расширяться. Предлагается многие внутрисоюзные вопросы выносить на соответствующие форумы в Интернет с целью расширения числа участников обсуждения и ускорению принятия решений. Подобная практика должна получить развитие и системе Совета Председателей, среди сенаторов и членов Президиума Совета.

8. Упрощение процедуры приема новых членов

После завершения кампании по обмену членских билетов Союза целесообразно ввести более упрощенную процедуру приема новых членов. Первое, что необходимо отменить, это предоставление письменных рекомендаций от двух членов Союза. Уже сейчас, несмотря на определенные требования к оформлению рекомендаций, их содержание носит в основном формальный характер и, фактически, рекомендующие не несут никакой ответственности перед Союзом за дальнейшее поведение своего подопечного. При этом, как было сказано выше, разумно ввести кандидатский срок, продолжительностью 1 год.

Нас не может не беспокоить положение со сменой кадрового состава членов Союза. Средний возраст его членов стремительно возрастает. Требуется резкое омоложение численного состава Союза за счет талантливой и перспективной молодежи. С этой целью предлагается учредить на уровне регионов молодежную лигу для учащихся и юных дизайнеров-практиков с прикреплением к ним наставников (индивидуальных и коллективных). Срок стажировки в данных подразделениях может составлять 2-3 года.

Критерий при приеме коллективных членов должен помимо родственности сфер деятельности включать жесткий финансовый договор в обмен на развернутый перечень льгот и предоставляемых встречных услуг.

9. Укрепление региональной доктрины

Столичные дизайнеры в ушедшем столетии, по существу, выполнили свою миссию по отношению к региональным коллегам, инициировав учреждение Союза Дизайнеров России. В наступившем столетии регионы постепенно возвращают свой внутрисоюзный долг, разделив все бремя ответственности за судьбу Союза между собой. Это осуществляется путем переноса основного акцента в деятельности Союза на местные, региональные и межрегиональные площадки. Дизайн становится одним из инструментов, наряду с экономикой и образованием, способствующих выравниванию качества жизни между столицами и регионами, между городом и селом.

Главная же цель подобной децентрализации и регионализации деятельности Союза – содействие укреплению федерального устройства нашего общероссийского творческого объединения и в конечном итоге укрепление единства всей нашей страны через выравнивание культурно-образовательного уровня регионов.

Содействие со стороны региональных отделений Союза повышению творческого и технологического уровня реализуемых дизайнерских разработок позволяет формировать положительный имидж дизайнерской профессии, и тем самым способствует общественной активности дизайнерских организаций, расширению их поля деятельности. Многие региональные отделения Союза силой общественного воздействия через законодательные и исполнительные органы власти влияют на облик собственных городов и сел, участвуют во всех заметных инициативах администраций, союзов промышленников и предпринимателей, становятся лидерами в блоке общественных и гражданских движений.

Данная доктрина выдвинула своих лидеров. К ним смело можно отнести С. Михеева, В. Панкова, В. Санжарова, Ю. Марченко, С. Михайлова, Г. Вершинина, В. Брагина, С. Штоду, С Шестиперстова, Н. Ярох. Эти руководители своей многолетней активностью доказали, что они способны инициировать полезные для Союза дела и умеют доводить их до положительного результата. На наиболее значительные региональные события (выставки, презентации, юбилеи) должны собираться все члены Совета, рассматривая это как основную часть своей общественной работы, подчеркивая тем самым важность и серьезность проходящего мероприятия.

10. Расширение международных контактов

Главным международным событием прошедшего пятилетия стало вступление Союза в ICSID (Международный Совет обществ промышленного дизайна). За этим стоит признание нашего общественного объединения, его значимости для международного сообщества. Сегодня наш Союз уже не может жить изолированно от мирового профессионального сообщества. Часть акций, в которых участвует наш Союз (выставки Interlight, FIDexpo, Балтийский дизайн, Модулор), имеет статус международных, и эту тенденцию надо расширять.

В сфере образования подобные контакты существуют в сети государственных дизайнерских вузов, пора к ним подключаться и учебным заведениям Союза. Квалификация наших педагогов представляет интерес для международного сотрудничества, в той же мере мы заинтересованы в контактах с зарубежной профессурой.

На рынке труда со вступлением России в ВТО ситуация также должна измениться, ожидается преодоление визовых и тарифных преград для наших специалистов-дизайнеров, востребованных за рубежом. Уже сейчас многие члены Союза с успехом конкурируют с коллегами на Западе и на Востоке, оправдывая высокую репутацию отечественной дизайнерской школы. Подобная интеграция предусмотрена действующей «Концепцией развития дизайна в РФ до 2008 г.». Наша задача в грядущем пятилетии углублять и расширять возникшие международные контакты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной опорой Союза являются его члены, от их активности и заинтересованности будет зависеть, насколько реализуемыми окажутся положения данной программы. Принципом нашей кадровой политики, стержнем любого начинания является постулат о едином, индивидуальном, фиксированном членстве в Союзе. Поэтому основной акцент в предстоящий период деятельности Союза необходимо сосредоточить на укреплении и качественном улучшении нашего кадрового состава, грамотном подборе и выдвижении руководителей и ответственных исполнителей всех рангов. Наши конечные успехи всецело связаны с консолидацией всех организаций Союза, с осознанием каждым его членом, что все мы - одна дружная, отзывчивая дизайнерская семья. И только от нас самих зависит успех и процветание нашего ОБЩЕГО ДЕЛА.

Если мои соратники по Союзу Дизайнеров России доверят мне пост президента на очередной срок, то я обязуюсь сосредоточить усилия на достижении намеченных целей и решении сформулированных в предвыборной программе задач. Нашему общему делу я готов отдать все свои силы, знания и опыт!

Огромное спасибо всем моим соратникам за поддержку в период моего президентского срока!

ЮРИЙ НАЗАРОВ