22.06.2008-22.06.2008 Защита дипломов

ЗВЁЗДНЫЙ ДОЖДЬ НАД ЕКАТЕРИНБУРГОМ

Всё-таки у нас, в России привычнее изнывать от холода, чем от жары. То, что вытворяла природа нынешним летом в столице Урала, не поддаётся никакому описанию. Люди и асфальт плавились одновременно, причём прежнюю форму уже не принимая. И в этом кошмаре автору данных строк пришлось три дня принимать экзамены у выпускников факультета дизайна УралГАХА. Это не первый мой выезд в Екатеринбург, но 2008 год стал юбилейным для уральской школы дизайна: осенью мы будем отмечать сорокалетие этой авторитетной ветви российского дизайн-образования.

Второй год подряд мне доводится участвовать в комиссии по защите дипломов магистров дизайна. Ещё нигде в России не выпускаются специалисты с такой академической степенью. УралГАХА это право было предоставлено в порядке исключения бывшим заместителем министра образования Шадриковым. Магистерское направление на факультете дизайна возглавляет доктор искусствоведения, профессор Елена Эммануиловна Павловская. В минувшем году комиссию возглавлял известный российский учёный Олег Игоревич Гениссаретский. В году текущем возглавлять комиссию было доверено автору этих строк.

Скажем откровенно, технология защиты магистров дизайна пока не отработана. Сколько необходимо времени на доклад, что из себя должна представлять диссертация, как представить иллюстративный материал – всё это пока terra incognita для специалистов. Отсюда большое значение прошедшей защиты для российского профессионального дизайнерского сообщества.

В первый день – 17 июня, экзамен держали восемь студентов кафедры графического дизайна. Руководителями магистрантов выступали профессора Е.Павловская и Л.Салмин – проверенные и опытные педагоги. Контингент самих магистрантов подобрался обычный – без особых взлётов и падений. Но в том и состоит мастерство руководителей, чтобы вывести магистранта на защиту в наилучшей форме. Требуется только одно – чтобы сам дипломник этого страстно желал!

Мне уже доводилось писать о проблемах государственных вузов. Основная, на мой взгляд, отсутствие социально значимой тематики в перечне дипломных работ. В случае с магистрантами этот вопрос приобретает особое значение, поскольку студент получает от государства «бонус» на образование, и заказчик в лице государства в праве потребовать адекватного возврата направляемых на образование средств. Похоже, в определенной степени мои пожелания были учтены, и среди работ обеих кафедр (индустриальной и графической) такие социально значимые темы появились.

Несмотря на принимаемые для охлаждения помещения меры, температура в аудитории для защиты накалялась. Снаружи палило солнце, внутри эмоционировали магистранты. В комиссии мне помогали обе заведующих кафедрами – Е.Павловская и В.Курочкин, декан факультета Е.Постникова, проректор по науке УралГАХА Л.П.Холодова и Л.Салмин. Хочется отметить особую роль приглашенного из Петербурга доктора искусствоведения, сотрудника НИИТАГа Григория Зосимовича Каганова. Он являл собой образец подлинного учёного, прошедшего великолепную школу ВНИИТЭ во времена Селима Омаровича Хан-Магомедова.

В профессиональной среде есть свои устоявшиеся фразы и обороты речи. Так, например, на предложение председателя выступить в обсуждении диссертации, некоторые члены комиссии говорят: - «буквально, два слова» - после чего остановить их выступление бывает практически невозможно. Или в момент оглашения вопросов член комиссии обращается к диссертанту, и его тирада представляет собой суждение, а не вопрос. Тут важна позиция председателя, который умело ограничивает регламент выступающих, концентрируя внимание на раскрытии содержания диссертации. Скажем прямо, у автора этих строк опыт председательствования в диссертационных советах был нулевой (точнее, косвенный). Все мы учимся на примерах своих учителей, поэтому полностью избежать ошибок и длиннот не удалось. Отсюда регламент стал слетать, и наше обсуждение тематики первого дня растянулось до 5 часов вечера. В результате нас заждались соискатели на вступление в Союз Дизайнеров России, а реакция на доклады магистрантов заметно притупилась. День завершился хорошими итогами, оценки вышли высокими, а уровень докладов несколько расстроил, поскольку магистранты говорили «по бумажке», и не всегда чётко отвечали на вопросы.

Особо хочется отметить работу Александры Андросовой с темой: «Постметодология дизайна. Проблемы профессиональной идентичности». Кроме оценки «отлично, с похвалой ГАК» работа Андросовой в неофициальном рейтинге заняла перовое место. Второе и третье место поделили Ирина Бабич с темой «Дизайн в системе комплексного управления отходами бытовой упаковки», и Анна Палеева, представившая тему «Дизайн в социокультурном позиционировании «проблемных» социальных групп (на примере проблемы бездомности». Как видно из названия, все три темы имеют ярко выраженную социальную направленность. Кроме этого порадовал сам настрой магистрантов, продемонстрировавший их неподдельную увлеченность выбранными темами.

Во второй день магистерские диссертации защищали воспитанники мастерской профессора Николая Петровича Гарина. Этот удивительный человек заслуживает отдельной статьи или даже эссе, но это тема иная. Мастерская Н.Гарина второй год подряд выносит на защиту тематику, связанную с освоением уральского Севера, и, в частности, Ханты-Мансийского автономного округа. Задача мастерской – раскрыть культурный и туристический потенциал края, и развернуть на этой основе большую бизнес-программу диверсификации ориентированной на добычу углеводородов экономики региона.

Практически все участники данной диссертационной программы бывали в этнографических экспедициях, и знают особенности местности не понаслышке. Последовательно были раскрыты темы, связанные с производством сувениров, возданием этнокультурных музеев, разработкой сценариев фолклёрных праздников и специального снаряжения для экстремального туризма. В целом оценки группы Н.Гарина были выше. Выделялась работа магистранта Ахуновой Айгуль, разработавшей дизайн-модель тематического комплекса «Планета Юрга». Порадовали работы Марины Колышкиной – «Дизайн-концепция туристического образа Югры», и диссертация Романа Якупова – «Дизайн-модель развлекательно-оздоровительного комплекса в системе рекреации Севера».

Отдельную группу составили диссертации, связанные иными социальными проблемами. Ближе всего к реальным объёмам диссертации приблизилась магистрант Воробьева Антонина, затронувшая проблемы проектирования дворовых территорий. Не скрою, было особенно приятно, что магистрант в своём исследовании ссылалась на разработки кафедры «Дизайн» МГХПУ, выполненные под руководством автора этих строк.

Интересное исследование было связано с субкультурой «скейтбординг». Магистрант Ольга Глушкова сама увлекается этим спортивным снарядом, поэтому её экипировка и проектная графика содержали атрибуты стиля «скейтеров».

Особым стал третий день защит дипломных проектов, на который вышла кафедра «Индустриальный дизайн» с работами специалистов. Всего защищалось четырнадцать проектов, разработанных в двух проектных мастерских профессоров Б.Федотова и В.Брагина. Студенты, как правило, попадают к этим именитым педагогам на пятом курсе, и два года проводят под опекой мэтров уральского дизайна. К досаде педагогов, курс попался не самый сильный, но несколько работ заслуживают отдельного комментария. Это, прежде всего работы Александры Зотовой и Алексея Быстрова.

А.Зотова выбрала в качестве темы «Игровое оборудование для творческого и физического развития детей дошкольного возраста». Во-первых, для диплома были выбраны перспективные инновационные технологии, и, во-вторых, автор детально проработал образ экипировки и оснащения ребёнка, решил ряд серьёзных эргономических задач. Работа получилась яркой и запоминающейся.

Дипломник А.Быстров, напротив, обратился к вполне взрослой теме: «Разработка транспорта для спец. групп Российской Армии». Круг и сложность решаемых дипломником задач заметно расширился, но студент не дрогнул, используя свой личный боевой опыт, а также консультируясь армейскими специалистами. В результате ему удалось создать удобную, надёжную и внешне выразительную машину, превосходящую зарубежные аналоги.

Следует отметить, что мастерская Бориса Федотова стала больше уделять внимания общественному транспорту. В данной серии защит были представлены разработки состава монорельсового транспорта для мегаполиса (дипл. М.Ширыкалов), экологически чистого транспортного средства для Олимпиады-2014 в Сочи (дипл. Н.Гуцаленко), а также туристического транспортного подводного средства (дипл. Л.Орлова). Данный факт был отмечен как положительная тенденция в работе мастерской дизайна транспортных средств.

Что касается работ мастерской В.Брагина, то не самый сильный состав дипломников не позволил до конца раскрыть потенциал направления. В результате ряд работ носил характер «бакалаврских», и не до конца соответствовал квалификационным требованиям «специалиста».

Не до конца освоенными остаются возможности макетного принтера, приобретённого кафедрой в уходящем учебном году. Размер деталей ограничен форматом принтера, и не дотягивает до полноценного дипломного изделия. Вообще, с течением времени всё больше хочется видеть на защите специалистов реальные, воплощенные в материале продукты дизайна. Поскольку настоящий рыночный дизайнер воспитывается не в русле абстрактных морфологий, а только при понимании рыночной востребованности своего продукта, и его технологической осуществимости.

Звёздный дождь, пролившийся в минувшем сезоне над УралГАХА, разметал по кафедрам, как град, множество всякой всячины. К ней следует отнести упомянутый макетный принтер, 3D фрезерный станок, гамму плазменных мониторов и целый класс компьютеров МАК.

Защиты нынешнего учебного года прошли под сопровождение мультимедийного показа, проецируемого на плазменные экраны. Обидно другое, многие магистры «отрывали» видео-презентацию от устного доклада, а планшетный ряд был перегружен информацией, часто выстроенный непоследовательно.

Устные доклады в УралГАХА, да и по всей России вызывают беспокойство, поскольку наша профессия всё больше становится «говорящей», а хорошо «рисующая» братия переходит в разряд «бакалавров».

Уже не мало слов было сказано о социально значимой тематике, особенно в приложении к государственным вузам. Сдвиг, здесь, безусловно, есть, но в основном у магистров. Специалисты по-прежнему «грешат» мелкотемьем, порой напоминающим курсовые проекты.

Что до демонстрационных макетов, то здесь уровень далеко не ровный. Те, кто приложили к диплому больше времени, сумели выйти на качественный макет, наглядно иллюстрирующий проектный замысел. Те же, кто посещал занятия не регулярно, в итоге представили некое подобие поискового макета, никак не дополняющего дипломный проект.

Особо хочется сказать о записках и портфолио студентов. Большинство, следуя пожеланиям прошлых лет, представили полноценные альбомы. Их наличие помогало оценить объективность выбранного окончательного варианта проекта и составить представление о графической подготовке студента. Да и большинство записок представляло собой двухтомник, первая часть которого целиком была посвящена предпроектному исследованию и анализу прототипов.

Переходя к магистрантам, хочется отметить, что во многих работах ощущалась необходимость построения моделей и типологий, чему пока уделяется не достаточно внимания.

В целом «ДИПЛОМ’2008» в УралГАХА можно признать прошедшим успешно. ОБ этом члены ГАК беседовали с ректором вуза, профессором А.А.Стариковым. Руководитель авторитетного учебного заведения, академик РААСН А.Стариков поблагодарил всех гостей за отзывчивость и заинтересованность в развитии Академии. «Звёздный дождь», пролившийся над УралГАХА, реально оказался «грибным». Студенческая поросль восприняла все приобретения по-деловому, и за короткий период научилась их использовать. Хочется пожелать нашим коллегам накануне сорокалетия уральской школы дизайна постоянного творческого роста и избавления от чувства самоуспокоенности. Этот вирус сыграл не одну злую шутку с нашими ведущими вузами, что, на мой взгляд, пока не свойственно екатеринбуржцам.

Дерзайте, друзья!

Юрий Назаров

22 июня 2008 г.