12.12.2006-12.12.2006 Круглый стол "Актуальные вопросы современного российского промышленного дизайна"

СОЮЗ ДИЗАЙНЕРОВ РОССИИ

при участии Российской Национальной Академии Дизайна, представителей Минэкономразвития РФ и Минпромэнерго РФ

приглашает:

только в рамках XIV Всероссийской выставки-конкурса «Дизайн’2006»

состоится круглый стол на тему: «Актуальные вопросы современного

российского промышленного дизайна».

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

1.Существует ли в России промышленный дизайн?

2.Способен ли российский промышленный дизайн составить конкуренцию заграничной экспансии товаров?

В Круглом столе примут участие:

Президент Российской Национальной Академии Дизайна Вячеслав Глазычев

Президент Союза Дизайнеров России Юрий Назаров

Руководитель службы дизайна ОАО «АВТОВАЗ» Евгений Лобанов

Генеральный директор фирмы «ГОТА» Александр Оносовский

Руководитель службы дизайна Красногорского оптико-механического завода Евгений Титов

Руководитель службы дизайна Уральского оптико-механического завода Александр Зяблов

Руководитель службы дизайна ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура Виктор Зубрицкий

Генеральный директор Вышивальной фабрики «Новый мир» Татьяна Юзвюк

Руководитель службы дизайна Электростальского завода тяжёлого машиностроения Иван Смолин

Генеральный директор школы издательского бизнеса Дмитрий Абрикосов

Руководитель службы дизайна ООО «Эдлайн» Мария Черняк

Руководитель службы дизайна РА «ИМА-пресс» Виктор Кухарский

Генеральный директор фирмы «ВАРС» Виктор Щербак

Директор Дома моды «Елена Сорокина»

Генеральный директор фирмы «АИРДИЗАЙН» Виталий Ставицкий

Ответственный издатель издательства «Салон-пресс» Сергей Шустов

Генеральный директор ООО «Светосервис» Александр Черных

Генеральный директор ООО «ЭКСПОНИК» Александр Никольский

Руководитель службы маркетинга ООО «Система» Юрий Качалин

Руководитель ООО «НПО Аэроэкология» - Александр Комиссаров

В рамках круглого стола будут обсуждаться актуальные проблемы отечественного промышленного дизайна:

Первая состоит в том, что основная масса практикующих дизайнеров обучалась а их мировоззрение формировалось в условиях плановой экономики, где дизайн выступал не как средство конкурентной борьбы, а как инструмент государственной социальной политики, направленной на подъем жизненного уровня населения. Отсюда основные трудности в понимании новых рыночных задач профессии, ориентированных на создание ощутимых преимуществ в конкурентной борьбе производителей товаров и услуг. Этот фактор будет ослабевать по мере смены поколений, поскольку новая плеяда дизайнеров по определению должна разбираться в особенностях рыночных механизмов.

Вторая проблема расположена по линии взаимодействия дизайна и бизнес сообщества. Между этими сферами отсутствуют устойчивые каналы коммуникации. На Западе и Востоке эту нишу заполняют федеральные (земельные - ФРГ) дизайн-центры, на которые государством возложены задачи пропаганды и внедрения методов дизайна в различные сектора экономики и социума. В России этот процесс остался без контроля и регулирования. Только инициативой гипотетических участников процесса интеграции это слияние не осуществить. Нужен активный патронаж (особенно на первом этапе) со стороны федеральных и региональных структур для инсталляции этого процесса.

Третья проблема – естественный перекос в распределении профессиональных ресурсов, обусловленный избытком средств, направляемых в рекламу и капитальное строительство, в противовес объему инвестиций, предназначенных для НИиОКР и инновационных разработок в сфере производства изделий группы А и группы В. Здесь в руках государства находятся различные рычаги воздействия (налоги, кредиты, дотации, пошлины), позволяющие выправить положение в интересах страны. Это особенно важно при ориентации российской экономики на выпуск импортозамещающих изделий. Определенные ожидания российские дизайнеры связывают здесь с образованием ОЭЗ и технопарков. Наукоёмкая продукция, создаваемая в этих образованиях, не сможет продаваться без вмешательства дизайна, и к пониманию этого фактора со временем придут руководители инновационных учреждений.

Четвертая проблема – убежденность всего национального сообщества и особенно представителей бизнеса в том, что дизайн – это только создание различных привлекательных по внешнему виду морфологий. Именно здесь дизайн сегодня выступает как разработчик любых структур, начиная с решения транспортных, экологических и энергетических проблем, и заканчивая вопросами национальной безопасности, реформы ЖКХ и системы образования. В основе дизайна лежат проектный и сценарный методы прогнозирования, являющиеся основой современной проектной культуры. Ликвидация этого заблуждения может осуществляться посредством включения специалистов по дизайну в разработку любых значимых государственных программ, скорейшую интеграцию данных специалистов с другими экспертными сообществами. Достаточно привести примеры совместных разработок Центра стратегических исследований ПФО под руководством П. Г. Щедровицкого, в которых принимали участие В. Л. Глазычев и О. И. Гениссаретский – значимые фигуры в российском дизайне. Это обеспечит надежное представление на рынке товаров и услуг интересов различных потребительских групп, понимаемых максимально широко, при разработке концепций развития любых сторон отечественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу и культуру.

И, наконец, пятая проблема – повышение общественного статуса дизайнерской профессии, выведения её на уровень ведущих творческих и управленческих дисциплин. Это удержит в ней талантливых специалистов, привлечет в неё дополнительно не только предприимчивых коммерсантов, но и действительно разносторонних и одаренных людей. Сделать это можно путем учреждения на государственном уровне Почетного звания «Заслуженный дизайнер России», а также ежегодной Премии Президента РФ в области дизайна. Подобные предложения Союза Дизайнеров России в Администрации Президента РФ и в Аппарате Правительства РФ уже имеются.

Решение этих первоочередных проблем будет содействовать всестороннему укреплению российского общества и решению неотложных задач по его экономическому и социальному развитию.

Что касается пропаганды промышленного дизайна, то в этой сфере по настоящему эффективным может стать коммерческий медиа-проект, подобный аналогу, осуществляемому издательским домом «SALON». Топ-менеджерам этого издательского дома удалось объединить под своим брендом лучших дизайнеров по интерьеру, работающих в России. В планах издательства – выпуск журнала по предметному дизайну. Неафилированность проекта привлекает экспертов и пользователей. Внутри неформального сообщества вырабатываются критерии отбора и оценки проектов. И самое главное – проект постепенно становится рентабельным. Это и есть по настоящему рыночный дизайнерский подход!

Что касается государства, то его миссия – сделать бизнесс-процесс в России предсказуемым, и тогда многое, в том числе и дизайн, станет развиваться мировыми темпами, во все прибыльные отрасли пойдут инвестиции. Именно инвестиционный процесс сегодня и определяет приоритеты экономики.

Заявки на участие в Круглом столе принимаются до 05 декабря 2006 года включительно по телефону: 8.903-611-0380, (495) 2902008, 2914508

Контактное лицо – Наумова Ольга

Место проведения Круглого стола: XIV Всероссийская выставка-конкурс «Дизайн’2006» - Москва, Крымский вал, 10 Центральный Дом художника, зал №8, конференц-зал

ОРГКОМИТЕТ