17.12.2006 ПЯТАЯ, ДЕСЯТЫЙ, ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ, ПЯТНАДЦАТАЯ…

В заголовок нашей статьи мы вынесли ряд числительных, на первый взгляд не связанных друг с другом. Но это только на первый взгляд. На самом деле в этом числовом пароле зашифрованы порядковые номера акций Союза Дизайнеров России, которые уже произошли или должны произойти в будущем. Мы начнём с тех событий, которые уже стали нашей общесоюзной историей. Итак, Четырнадцатая… Под таким номером с 07 по 12 декабря текущего 2006 года в Центральном доме художника проходила очередная Всероссийская выставка-конкурс «Лучшая работа года в области дизайна», именуемая в народе «Дизайн’2006». Порядковый номер у неё обычный, но значение этой экспозиции для престижа Союза Дизайнеров России выходило за традиционные рамки. Именно в эти дни наше молодое творческое объединение отмечало своё пятнадцатилетие. И, естественно, организаторам выставки хотелось показать на ней всё лучшее, что сделано Союзом за прошедшие 15 лет. Концепция выставки-конкурса была весьма проста: каждое региональное отделение на определенной площади разворачивает свой раздел, в котором должно быть отражено лучшее из минувшего и настоящего. Плюс к этому среди экспонентов должны были появиться такие гранды отечественного дизайна, как компания «Светосервис», «Автоваз», УОМЗ, Красногорский завод им. Зверева, ОКБ «Сухой», «Биоинъектор», студия ТАФ и др.

Попробуем проанализировать итоговый состав экспозиции. Из шестидесяти региональных отделений до ЦДХ доехали чуть более двадцати. Это Ярославль, Хабаровск, Якутск, Саратов, Нижний Новгород, Калининград, Великие Луки (Псков), Оренбург, Санкт-Петербург, Кострома, Владивосток, Самара, Вологда, Омск, Тюмень, Ростов-на-Дону, Железноводск, Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Московская область, Воронеж и, конечно, сама Москва. По существу, только одна треть организаций. И это первая проблема.

В общей экспозиции отсутствовали организации и города, где у нашего Союза есть полномочные представители в Федеральных округах: это Санкт-Петербургский союз дизайнеров, который на будущий год отмечает своё двадцатилетие. Это Татарстанское региональное отделение СД России. Это город Сочи и любимый Краснодарский край. Не было в зале и города Орла, а это совсем рядом. Не было и Томска и других стратегически важных для нас городов Сибири. Что это – саботаж полномочных представителей или недоработка Оргкомитета??????? Именно так мы обозначим эту странную ситуацию.

Другая задача касалась присутствия в экспозиции грандов отечественного дизайна. Внешне здесь картина собралась вроде бы пристойная, но отсутствовали экспонаты Биоинъектора и ОКБ «Сухой», с которыми Оргкомитет вёл постоянный диалог, но так и не убедил своих друзей и партнёров заявиться на участие. Данное обстоятельство выглядит особенно досадно на фоне принятой концепции развития отечественного дизайна, в которой приоритеты отданы дизайну промышленному. И опять вопрос: разве не заинтересованы наши лидеры быть представлены на главной дизайнерской выставке года???????? И это вторая реальная проблема.

Теперь перейдём к жюри и итогам его работы. Всего было присуждено 29 Призов «Виктория». Из них 12 достались представителям российских вузов. Хорошо это или плохо? Думается, хорошо, поскольку именно творческая молодежь в большей степени заинтересована в своём продвижении на рынок дизайнерских услуг. Но когда студенты побеждают в номинациях «графический дизайн» или «промышленный дизайн» - это невольно наводит на некоторые размышления. Суть их в следующем: а есть ли реальные достижения во взрослом, профессиональном дизайне, или всё что нам осталось - продвигать лауреатов студенческих конкурсов по типу «Инновационного дизайна»? Объективности ради, хочется отметить бесспорную удачу студенческого конкурса на плакат, посвященный 15-летию Союза Дизайнеров России. В этом проекте отличились не только студенты двух московских вузов: НОУ «Национальный Институт Дизайна и ГОУ МГХПУ им. С. Г. Строганова, - но и педагоги этих учебных заведений. Приятно назвать их имена, это Вероника Барышева (МГХПУ), Борис Михайлов, Нинель Дрюкова, Виктор Лукин, Елена Хоменко, Лариса Васильченко, Георгий Козубов, (все – НОУ НИД). Вот, на наш взгляд, реальная связка между опытными профессионалами и творческой молодежью. А впереди у нас следующее важное событие, порядковый номер которого мы вынесли в заголовок – Пятая Ассамблея Союза Дизайнеров России. Не подкачайте, ребята!

Раньше Постановления Партии и Правительства по какой-либо отрасли выходили аккурат к моменту полного кризиса в данной сфере экономики. Не стало ли принятие Концепции по развитию отечественного дизайна эдаким сигналом о том, что у нас не всё благополучно в этой сфере? Во всяком случае, глядя на экспонаты прошедшей выставки-конкурса невольно таким вопросом задаёшься. В хорошем смысле обласканный на выставке «Дизайн’2006» тольяттинский дизайнер Владислав Пашко так и останется никому не известным лауреатом, поскольку все свои удачи Автоваз присваивает исключительно себе любимому и никогда не персонифицирует своих героев. И это в нашей стране повсеместный «вывих». В лучшем случае достоянием гласности становятся имена генеральных конструкторов, таких как Михаил Симонов (ОКБ «Сухой»), Олег Фролов (ЦКБ судов на подводных крыльях) или Марк Демидовцев (Автоваз). Такая ли нам нужна политика в российском дизайне на современном этапе?

Мы отдаем себе отчет, что статья всё больше и больше наполняется вопросами, но такова реальная картина и на практике, а не только на выставке. А теперь самый провокационный вопрос: а нужны ли нам подобные выставки? Этот вопрос нам тяжелее всего задавать, поскольку через год грядёт Пятнадцатая, юбилейная выставка «Дизайн’2007», но мы обязаны его задать. Полтора десятилетия назад мы ещё были в плену стереотипов советской модели дизайна, когда принято было предъявлять публично свои творческие достижения. Ведь средства на смотры дизайна выделяло государство. А сейчас? Бюджет каждой такой выставки дается организаторам с трудом, а цены на выставочные и около выставочные услуги постоянно растут. Так что делать дальше? И какова отдача от затраченных усилий?

Теперь попробуем ответить на поставленные вопросы. Решить первую проблему с регионами теоретически можно, предоставив всем областным отделениям Союза Дизайнеров России бесплатную площадь под экспозицию. Но кто за председателей отделений соберёт и привезёт эту самую экспозицию? И что останется от инициативы и самодеятельности отделений, если центр за них начнёт сам разруливать сложившуюся ситуацию?

Наш дизайнерский Союз создавался «снизу». В этом отцы-основатели видели главное преимущество новой модели творческого объединения. Чтобы её сохранить необходимо развивать горизонтальные, а не вертикальные связи. Посадить все регионы на «федеральную иглу» с трудом, но можно. Главный вопрос: зачем? Так можно разрушить ту хрупкую модель, которая была выстрадана в жарких дискуссиях конца 80-х начала 90-х годов. Пожалуй, образцом такого регионального напора в нашей нынешней экспозиции стал раздел Хабаровского регионального отделения СД России. Бригада проектировщиков, под руководством своего председателя Сергея Шестиперстова добилась субсидий от края и города в размере 700,0 тысяч рублей (!) и выставилась достойно. Помимо лауреатства собственно на «Дизайне’2006» наши коллеги вышли в финал розыгрыша премии правительства РФ в области литературы и искусства за 2005 год. И всё это закономерно. Успехи приходят к тем, кто не сидит на месте, кто упорно идёт к победе! Да, от всех председателей нельзя требовать подобного рвения, но и стоять в спущенных носках тоже не прилично! Это значит подставить своих товарищей и коллег, которые, возможно, и не знали о сложившейся ситуации и хотели бы выставиться.

Впереди у Союза V юбилейная Ассамблея в Ростове-на-Дону, XV юбилейная выставка «Дизайн’2007» в Москве, X юбилейный Дизайн-Форум в Сочи. Готов ли Союз к таким потрясениям в течение одного сезона? Выдержит ли бюджет и нервы организаторов такую нагрузку? Все эти вопросы не праздны. В них сквозит беспокойство руководства Союза за судьбу своего детища. У нашего общесоюзного ребенка было пятнадцать родителей. Через пятнадцать лет у его колыбели родственников значительно поубавилось. Только ли в личностях тут проблема? Да многие ушли из практического дизайна и отстранились от руководства региональными отделениями. Иных уж нет в живых… Мы не забыли всех наших ушедших товарищей, и память о них заставляет нас с особой ответственностью подходить к текущим и перспективным делам нашего Союза.

Теперь поговорим о X юбилейном Дизайн-Форуме в Сочи. Этой инициативе Союза в своё время также предрекали быстрый конец. Но вот прошёл Девятый, не за горами Десятый. И на этот раз Союз несёт ответственность за него не в одиночку, а разделяет её с Советом главных художников и главных дизайнеров российских городов. Впервые легитимный состав данного Совета был избран самими главными художниками в Сочи в 2006 году. Президиум Совета возглавил известный отечественный проектировщик, главный художник Москвы Игорь Воскресенский. Нам приятно отметить, что и тему очередного Дизайн-Форума выбрали сами главные художники: «Вода в городе». Что ж, всё прекрасно! Но что-то буксует работа по регистрации Устава нового общественного объединения, нет внятных предложений по тематике предстоящей конференции и составу экспозиции. Не определён круг участников, не сформирован Оргкомитет… В общем опять вопросов больше, чем ответов, а этого ли мы добивались? И это третья проблема. Обозначим её как эмансипацию детей Союза от Alma Mater. Наше творческое объединение, несмотря на свой юный возраст создало некий холдинг, в котором уже около десяти автономных субъектов. У части из них процесс эмансипации проходит безболезненно, другая же часть «зависла» в пелёночном возрасте, и никак не хочет избавляться от родительской опеки. То, что мы отмечаем по Дизайн-Форуму – как раз из разряда синдрома грудничков: мама, дай соску!

Инфантилизм, безынициативность и отсутствие морально-волевых качеств, ещё терпимые на индивидуальном уровне, смотрятся абсурдно на руководящем этаже. Здесь просматривается явный дефицит активных кадров, ощущаемый на всех горизонтах власти не только в Союзе, но и, позволю себе некоторую дерзость, - в целом по стране. Генеральскими погонами обладать хотят все, а кодекс офицерской чести выучили не многие. Пункт первый данного кодекса ещё со времён Юлия Цезаря гласит – начальник обязан держать своё слово. Пункт второй – подчиненный обязан выполнять распоряжения своего руководителя. Как с соблюдением данного слова, так и с исполнительской дисциплиной у нас в Союзе ещё далеко до идеала! Именно этим мы объясняем отсутствие на «Дизайне’2006» 2/3 региональных отделений Союза. Именно по этой причине на Советы Председателей ежегодно мы еле-еле набираем кворум из 20 (!) человек. А при выборах членов Совета никто из кандидатов публично не отказался принять чин. Так будьте же мужественными, и откажитесь от непосильной ноши – ведь работа в общественной организации – дело добровольное! Нет, никто не отказывается.

Впереди у нас Пятая юбилейная Ассамблея Союза Дизайнеров России. Мы выходим из юношеского возраста и будем претендовать на зрелость. Аналитики утверждают, что любое социальное новообразование эффективно развивается до 15 лет, а затем начинает стагнировать и перерождаться. Следует задуматься над этими словами и заранее подготовить новую стратегию Союза для следующего, «взрослого» этапа. Но это тема уже следующей статьи, а сейчас несколько слов о предстоящем Пятом Фестивале «Ростов-на-Дону» - столица российского дизайна». Опыт проведения предыдущих четырёх подобных Фестивалей (Чебоксары, Ижевск, Санкт-Петербург, Омск) показал, что не все регионы в равной мере осознают ответственность за предоставление права проведения данной акции. Её изначальная цель была – активизировать процесс становления дизайна в регионах, и служить мощным центром популяризации новой творческой профессии - в основном в кругу предпринимателей. Какой главный вывод из предыдущих четырёх экспериментов: как раз предпринимателей на наших Фестивалях и не было. К числу наивысших достижений можно отнести появление на церемониях открытия выставок мэров городов, главных федеральных инспекторов по субъекту федерации или же министров культуры регионального правительства. Да, чиновники, конечно, желанные гости на любом празднике, но дизайн то нужен не им, а тем, кто оказывает реальные услуги и выпускает подлинную промышленную продукцию. Так что пока и тёплом и гостеприимном Ростове не всё сходится как надо. И это вызывает опасения, а всё ли правильно поняли наши южные товарищи, сделали ли они необходимые выводы из предыдущего опыта?

Плавающий центр – это почти идеальная модель антиглобалистов. Мы переняли этот принцип, но у наших учителей всё получается гораздо эффективнее. Им удаётся собирать многотысячную когорту единомышленников на каждую свою акцию. Удастся ли подобное нам в 2007?

Хочется верить. А вам?

Юрий Назаров

17.12.2006